О дорогах, инфраструктуре и культуре
В областном акимате
В с. Каракемер Енбекшиказахского района под председательством Каната Кожабекова состоялось выездное заседание постоянных комиссий Алматинского областного маслихата, вынесшее на повестку дня обсуждение двух вопросов: 1) «О целевом использовании и освоении финансовых средств, выделенных на строительство Алматинского участка автомагистрали Западная Европа – Западный Китай и состоянии проведенных работ», 2) «Отчет Алматинского областного управления культуры, архивов и документации о проведенной работе за 2016 и первое полугодие 2017 года».
С докладом по первому вопросу выступил руководитель РГП «Алматыжолзертхана» С. Кенжегул, проинформировавший участников заседания о том, что участок автомагистрали Алматы-Коргас протяженностью 304,4 км имеет цементно-бетонное покрытие. Строительные работы были начаты в конце 2013 года. Чтобы не причинять неудобств местному населению, 80% автомагистрали запроектированы в обход населенных пунктов, в результате чего, трасса стала короче на 50 км. На сегодняшний день освоено 119 из выделенных на строительство 120 млрд тенге. При строительстве дороги было использовано 90% казахстанского сырья и материалов, а остальные 10% в виде металлоконструкций были завезены из России. В полном объеме дорога вступит в эксплуатацию уже в 2017 году.
Чуть меньше оптимизма и эйфории было в выступлении первого заместителя акима Панфиловского района Шухрата Курбанова, сообщившего, что по территории их региона проходит 76 км автомагистрали, где имеется 4 авторазвязки, 40 скотопрогонных дорог, 2 автопавильона, 4 путепровода, 24 моста. Но вызывает озабоченность следующий факт. В ходе строительства были полностью разбиты и стали непригодны к эксплуатации дороги областного значения Ушарал-Сарпылдак и Жаркент-Кундызды. Жители сел Шолакай, Диканкайрат, Жидели обратились с исковым заявлением на компанию «Тодини Кострукциони Дженерали С.п.А» в суд. По решению Алматинского областного экономического суда, удовлетворившего этот иск, итальянская компания была обязана восстановить асфальтовое покрытие дорог. Но до сих пор она не выполнила решение суда. Может итальянцам, казахстанский закон не писан? О том, что полностью закрыты проселочные дороги к пастбищу «Дарбазакум», которое расположено рядом с автомагистралью, обратились в районный акимат с заявлением жители 7 крестьянских хозяйств. Акимат направил официальное письмо руководителю республиканского предприятия «Алматыжолзертхана» С. Кенжегулу, который, однако, до сих пор хранит гордое молчание.
Следующий содокладчик – аким Енбекшиказахского района Бинали Ыскак, отметивший исключительную роль автомагистрали Западная Европа – Западный Китай для экономики и процветания Казахстана, а также профессиональную работу, на достаточно высоком уровне, турецкой компании «Догум Гюльсан» и итальянской «Тодини Кострукциони Дженерали С.п.А», однако не преминул высказать свои претензии в их адрес. Протяженность магистрали по территории района составляет 156,9 км, сумма вложенных инвестиций в строительство – 64,2 млрд тенге. При всех своих плюсах, этот проект выявил и ряд проблем, которые не были учтены в 2008-2009 годах при проектировании будущей автомагистрали. Бинали Ыскак заметил, что в этом есть и доля вины, работавших в те годы акимов сельских округов, которые проявили инертность при обсуждении проекта. В итоге, пашни и пастбища 502 крестьянских хозяйств оказались по разные стороны международной трассы, что естественно создает трудности для ведения производства.
Перечислять все проблемы, конкретизировать и детализировать их не хватит газетной полосы. К примеру, не были предусмотрены скотопрогонные пути в некоторых селах, в результате строительства исчезли поливные каналы к пашням и пастбищам и не созданы новые, не предусмотрены путепроводы для сельскохозяйственной техники, одна из развязок закрыла проезд на одну из улиц, карьеры, образовавшиеся во время добычи камня и песка, и наполненные дождевой водой, угрожают во время разливов столбам электролиний, а также представляют опасность, как дикие водоемы для купания и, естественно, требуют рекультивации.
Некоторые депутаты областного маслихата поддержали замечания акима Енбекшиказахского района. Кстати, многие недоработки, касающиеся рекультивации пашенных земель, озеленения трассы, ее ограждения, видны невооруженным взглядом всем проезжающим по магистрали. Бинали Ыскак в своем выступлении сообщил также о тех мероприятиях, которые были проведены силами района для обеспечения безопасности пешеходов. Установлен светофор на опасном участке трассы, (33 км - с. Ават - поворот в с. Жанашар), нанесены пешеходные разметки на 29, 30 и 59 км, подготовлена ПСД на строительство мостов на 29 и 30 км в с. Байтерек.
По итогам обсуждения первого вопроса повестки дня, присутствовавшие на заседании пришли к единодушному мнению, что имеющиеся недостатки должны быть устранены как компаниями, строившими автомагистраль, так и республиканскими ведомствами, после принятия ее в эксплуатацию.
Что касается второго вопроса, то отчет руководителя областного управления культуры, архивов и документации Акана Абдуалиева был выслушан с большим вниманием и одобрением. Единственный вопрос, который задала докладчику директор республиканского историко-культурного музея «Есик» Гульмира Мухтарова, касался захоронения останков Золотого человека. Акан Абдуалиев поддержал эту идею, сказав, что предание земле останков нашего великого предка – сакского царя, является святой обязанностью и долгом потомков, и предположил, что захоронение можно произвести рядом с музеем, построив мавзолей.
Ерганат УРАЛБАЕВ,
Енбекшиказахский район.