30 августа 1995 года на общенародном референдуме была принята новая Конституция Казахстана. Этот ключевой закон оправдал ожидания и надежды казахстанского народа, став документом, укрепившим общественную стабильность и создавшим необходимую правовую основу для успешного социально-экономического прогресса. Исторически важным является и прошлогодний референдум, когда в Основной закон были внесены значительные изменения, ведущие к формированию новой политической культуры.
Основной закон страны дополнялся и совершенствовался вместе с развитием страны. Внесенные изменения в Конституцию направлялись на стимулирование положительной динамики в политической системе, включая улучшение механизмов судебной защиты гражданских прав. Как улучшалась Конституция, какие изменения произошли за последние годы в судебной системе, нам расскажет судья областного суда Симузар Курбанова.
- Симузар Акбаровна, какие нововведения одними из первых внесены в Основной закон?
- Ключевые перемены произошли в сфере защиты прав человека благодаря конституционным реформам. Введение дополнений в Конституцию в 1998 году сопровождалось созданием и внедрением института присяжных заседателей, чей опыт успешно проверен временем за рубежом. Этот институт дал возможность широким слоям населения активно участвовать в судебных процессах и принимать решения по наиболее сложным уголовным делам.
- Что стало поворотным моментом в истории Закона?
- Долгое время в Казахстане обсуждался вопрос об отмене смертной казни. Внесенные изменения в статью 15 Конституции отменили казнь, так как никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Однако после конституционной реформы 2007 года смертная казнь может применяться, как исключительная мера наказания лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время, и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Данный вид наказания у нас не применяется. Немаловажным является также передача права санкционирования ареста и содержания под стражей в компетенцию суда. Получили развитие некоторые элементы правовой системы, которые могут оказать позитивное влияние на состояние с правами и свободами человека.
- Что бы Вы отметили в сфере совершенствования судебной системы?
- В 2006 году на законодательном уровне принят комплекс мер по повышению требований к профессиональным качествам судьи, его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия, а также судейской этики. Создано судебное жюри при Верховном Суде, которое призвано определять профессиональную квалификацию действующих судей. На сегодняшний день завершен процесс разграничения подсудности, и введена трехзвенная судебная система. Во всех регионах созданы межрайонные специализированные экономические, административные, уголовные, военные суды и суды по делам несовершеннолетних. Создание специализированных судов позволило существенно снизить чрезмерную нагрузку на районные суды, способствовало улучшению качества отправления правосудия.
- Не могли бы Вы подробнее остановиться на нововведениях, внесенных в судебную систему относительно недавно, немного рассказать о политических реформах в стране?
- С января этого года в Казахстане начал свою работу Конституционный Суд, который был инициирован Главой государства для усиления механизма защиты граждан. В него могут обращаться все граждане, включая генерального прокурора и уполномоченного по правам человека. Норма о создании Конституционного Суда была внесена и закреплена в Конституцию РК посредством республиканского референдума по внесению поправок в Основной закон и была выделена в отдельный блок изменений, который был назван «Усиление механизма защиты прав граждан».
Вообще 2022 год останется в истории Казахстана, как период масштабных политических реформ и преобразований. Одним из ключевых событий, как я отметила выше, стала Конституционная реформа. Она помогла пересмотреть всю политическую систему нашего государства. Были внесены значительные изменения в порядка 30 статей Конституции.
Ранее, начиная с 2019 года, были введены несколько пакетов политических реформ, в результате которых было разработано около 10 законов. В 2022 году эти инициативы получили свое логическое продолжение и обрели более обширный характер. Поправки в Конституцию направлены на укрепление механизмов защиты прав граждан, увеличение влияния и статуса Парламента, разнообразие властных структур и стимулирование конкуренции.
Изменения включают не только создание Конституционного Суда, но и введение семилетнего однократного срока президентства, перераспределение полномочий между Мажилисом и Сенатом, внесены изменения в выборную систему. Таким образом, конституционные реформы подвели основу для нового электорального цикла, начавшегося с выборов Президента, продолженных выборами депутатов Сената, Мажилиса и маслихатов на всех уровнях. В конечном итоге цель реформ заключается в либерализации политической жизни страны, установлении нового равновесия между системой контрольных механизмов и противовесов, а также в формировании новой политической культуры.
- А Вы можете рассказать, с какими делами обращаются граждане с момента начала работы Конституционного Суда?
- Практика за более чем полгода показала, что большинство граждан направляют обращения о несогласии с конкретными судебными решениями по уголовным, гражданским, административным делам. Они оспаривают примененные к ним наказания, их размер, решение об отказе на условно-досрочное освобождение, отказы в исках, возмещение морального вреда, размеры государственной пошлины и не только. Конституционный Суд не имеет полномочий по даче правовой оценки решений судов. Конституционный Суд может рассматривать на соответствие Конституции законы, иные нормативные акты, на основе и с применением которых были вынесены эти судебные решения. Поэтому здесь необходимо четко понимать, что, обращаясь в Конституционный Суд, гражданин может требовать проверки конституционности только закона и иного нормативного правового акта, а не судебного решения, на основе которого оно было вынесено.
- Есть ли изменения, затронувшие конкретно уязвимые слои населения?
- Конечно, это вступивший в силу с первого июля текущего года Социальный кодекс – охватывает весь жизненный цикл человека. В частности он затрагивает социальную поддержку от рождения до совершеннолетия, занятость в трудоспособном возрасте, затем обеспечение безопасности труда, меры социального страхования. А также социальную помощь при возникновении трудной жизненной ситуации и поддержку пожилых людей. На протяжении полугода данный проект частично реализовывался, как пилотный. Он себя зарекомендовал и уже постепенно начал работать. Радует, что в нем особое внимание уделено размеру пособий, выплачиваемых инвалидам, их опекунам и семьям, потерявшим кормильца, который повысился на 14,5%. Наряду с этим на 14,5 процента будут повышены размеры соцвыплат по случаям утраты трудоспособности и потери кормильца, выплачиваемых из государственного фонда социального страхования. С учетом увеличения размера пособий на 8,5% в начале года сумма выплат в целом выросла на 23%.
- Можете ли Вы рассказать о примерах в вашей практике, когда нововведения конституционной реформы помогли перевесить чашу правосудия в лучшую сторону?
- Конституционный Суд и областной - это разные суды. Однако, вот вам пример, проходит процесс на основе реального случая:
Конституционный Суд провел заседание по обращению гражданина о рассмотрении на соответствие Конституции 5-го абзаца пункта 3 нормативного постановления Верховного Суда от 31 марта 2016 года №2 «О практике применения судами законодательства об усыновлении (удочерении) детей». Интересы гражданина в ходе процесса представлял юридический консультант.
Из информации представителя субъекта обращения следует, что отсутствие заключения молекулярно-генетической экспертизы, подтверждающей отцовство в отношении усыновляемого ребенка в соответствии с оспариваемым абзацем нормативного постановления Верховного Суда, послужило основанием для отказа суда в принятии заявления от его доверителя.
Заявитель считает, что данная норма превышает полномочия Верховного Суда, поскольку по мнению заявителя, Верховный Суд вправе только разъяснять вопросы судебной практики посредством принятия нормативных постановлений, но не вправе устанавливать новые требования для обращения в суд.
По итогу обращение гражданина было удовлетворено. Конституционный Суд признал 5-й абзац пункта 3 нормативного постановления Верховного Суда от 31 марта 2016 года №2 «О практике применения судами законодательства об усыновлении (удочерении) детей» не соответствующим пункту 4 статьи 3, пункту 2 статьи 13, пункту 1 статьи 39, подпунктам 1) и 6) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
В завершение мне бы хотелось сказать, сегодня очень важно, чтобы каждый казахстанец понимал значимость законодательства. Законы защищают человека, а их соблюдение – это обязанность каждого гражданина страны. Надо знать свои конституционные права, свято чтить законы.
Жандос ШЕТИЕВ