Административная юстиция
С 1 июля 2021 года в Республике Казахстан образовались специализированные межрайонные административные суды.
Административный процедурно-процессуальный кодекс ‑это четвертый вид судопроизводства. В связи с чем, административные дела переданы в подсудность обособленных судов, которые рассматривают исключительно споры, вытекающие их публично-правовых отношений.
С момента введения в действие АППК кардинально изменился подход во взаимодействии государственных органов и физических, юридических лиц.
Суды рассматривают иски к государственным структурам, исходя из мирового принципа административной юстиции «презумпции виновности государственного органа».
АППК введены такие эффективные институты как процедура заслушивания, досудебный порядок рассмотрения споров, новые принципы административной юстиции и т.д., которые обеспечивают предоставление равных возможностей гражданам с возможностями государственного аппарата, а также обеспечивают прозрачность деятельности административных органов.
При этом необоходимо отметить, что в спорах с государственными органами, бремя доказывания несет сам ответчик, то есть государственный орган.
Задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в публично-правовых отношениях. Таким образом, практика должна была складываться через презумпцию вины административного органа.
Институт административной юстиции является кардинально новым и масштабным проектом, реализуемым в Республике Казахстан.
Кодекс носит правозащитный характер, создает дополнительные правовые гарантии в отношениях с государственными органами и предоставляет большие возможности и защиту в публично-правовых спорах.
Исходя из статистических данных, сформированных с начала деятельности специализированного межрайонного административного судаАлматинской области, следует, что за период с 1 июля 2021 года по декабрь 2021 года поступило 523исков, из них вынесено 71 решение об удовлетворении иска, по 45 делам достигнуто соглашение о примирении.
В 2022 году поступило 1425 исков, из них вынесено 191решений об удовлетворении иска, по 180 делам достигнуто соглашение о примирении.
На конец 2023 года поступило 1926 исков, из которых по 217 административным делам вынесенырешения об удовлетворении иска,по 272 делам достигнуто соглашение о примирении
Таким образом, в среднем по 12,3 процентам исков, судом в порядке административного судопроизводства, защищены права граждан и юридических лиц в спорах с государственными органами.
При этом по установленным судом нарушениям, в адрес государственных органов направлено 135 частных определений.
За проявление неуважения к суду, неисполнение требований суда и неисполнение судебных актов вотношении государственных служащих и должностных лиц вынесено 116 определений о наложении денежного взыскания.
Основную часть рассмотренных дел составляют дела об оспаривании административных актов государственных органов по земельным спорам, налоговым спорам, по спорам о государственных закупках, а также об оспаривании действий (бездействий) судебных исполнителей, в том числе частных судебных исполнителей.
Реагирование судом на нарушения норм земельного законодательства привели к самостоятельному решению вопросов об изменении целевого назначения земельного участка земельными комиссиями при наличии вышеуказанных фактов, где земельные участки вошли в черту населенного пункта и в настоящее время находятся на территории существующей жилой застройки, в функциональной зоне «жилищная».
Так же по земельным спорам по нарушению административных процедур, которые привели к изданию незаконных административных актов судами выносятся частные определения в адрес акимаАлматинской области, прокуратурыАлматинской области для принятия мер реагирования. Данные факты оказывают положительное влияние на проведение административной процедуры в соответствии с нормами АППК.
Кроме того, судьями активно применяются примирительные процедуры между участниками процесса, тогда как ранее заключение соглашений о медиации и других примирительных процедур с государственными органами не было возможно, ввиду отсутствия таких особенностей в Законе Республики Казахстан «О медиации».
При удовлетворении административных исков судыобязывают ответчиков в порядке части 2 статьи 171 АППК исполнить решение суда в месячный срок, после вступления решения суда в законную силу и известить об этом суд. Также разъясняется ответчикам в порядке части 5 статьи 127 АППК о наложении денежного взыскания на ответчиков в размере пятидесяти месячных расчетных показателей за неисполнение решения суда в срок, не превышающий одного месяца, после вступления решения суда в законную силу, а также разъясняется, что в порядке части 4 статьи 171 АППК, неисполнение решения суда, определения суда о наложении денежного взыскания влечет повторное денежное взыскание в размере, увеличенном на десять месячных расчетных показателей.
Таким образом, на протяжении более двух лет с момента создания административная юстиции не только показала положительные результаты по защите прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в суде, но и дисциплинировала государственные органы в их деятельности при осуществлении административных процедур.
Пресс-служба Алматинского областного суда.