Вторник, 30 Ноября 2021

Как буддийский монастырь появился в самом центре Сарыарки?

Как буддийский монастырь появился в самом центре Сарыарки?

Кызылкентский дворец называют одним из самых загадочных храмов в Центральном Казахстане. Его развалины находятся в восточной части Кентских гор на территории Каркаралинского национального парка. Храм воздвигли в живописном ущелье Кызылкент в XVII веке, когда Сарыарка находилась под властью джунгар. От других строений культового назначения он отличается миниатюрностью: дворец размещался на территории размером всего 50 на 50 м.

Первое дошедшее до нас описание Кызылкентского дворца, оставленное в XIX веке, принадлежит генерал-майору царской армии Семену Броневскому. «На прелестном местоположении стоит двух¬этажное крестообразное сооружение из дикого камня на извести, – писал он. – Потолки обрушились, но приметно, что они были покрыты красною краскою, стены штукатурены. На верх¬нем этаже галерея вокруг всего строения и фронтон, поддерживаемый четырьмя деревянными колоннами, выкрашенными мастикою… Около сего здания были и другие, но развалились до основания».

Надо сказать, что в разрушение Кызылкентского дворца свою лепту внесло не только время, но и люди. В 40–50-е годы XX века его разбирали на стройматериалы, которые использовали для хозяйственных нужд. Только в конце 50-х годов развалины монастыря внесли в Археологическую карту Казахстана.

Раскопки здесь начались в 1985-м. Их вели сотрудники института «Казпроектреставрация». Долгое время руины дворца были скрыты под земляным холмом. После раскопок сохранившиеся стены частично восстановили, а потом законсервировали. В таком виде памятник истории дожил до наших дней. Полностью воссоздавать его не стали.

«В результате археологичес¬ких раскопок были выявлены четыре строения, – пишет в статье «Ойратский монастырь Кызылкент в Центральном Казахстане: новые находки» научный сотрудник Сарыаркинского археологического инс¬титута при Карагандинском университете им. Е. Букетова Эмма Усманова. – Основное сооружение – крестообразное в плане здание из четырех помещений с тамбуром. Сохранившиеся стены толщиной до 1 м, высотой от 1,2 до 2,7 м сложены из необработанного камня-плитняка на глиняном растворе. В завалах найдено множество полуистлевших плашек, жердей, кусков бревен. Среднее помещение квадратной формы, длина каждой из сторон около 12 м. В малые пристроенные комнаты с трех сторон можно было войти только из основной».

Эмма Усманова отмечает, что при раскопках были найдены ажурные резные плашки с гео¬метрическим, зооморфным и растительным орнаментом, украшение из белого камня, медное кольцо, медная монета и несколько бусин. Артефактов обнаружено немного. Поэтому ученые сделали вывод о том, что культовое здание использовалось по назначению недолго.
Как же вышло, что в Цент¬ральном Казахстане появился буддийский храм? Есть две версии.

По одной из них, монастырь построили в 50–60-е годы XVII века по приказу влиятельного ойратского феодала Очирту-Цецен-хана. По другой версии, его основателем был один из влиятельных представителей ойратской знати – Кундолон-Убаши, который принадлежал к числу активных приверженцев ламаизма.

У ученых есть несколько причин полагать, что храм был именно буддийским. Одна из них заключается в месторасположении здания. Для буддис¬тов было важно, чтобы культовое сооружение находилось возле гор и источника воды. Ведь в тибетском религиозном мировоззрении сущест¬вует культ воды. Эти правила соблюдены при строительстве Кызылкентского дворца. Он расположен между рекой и ручьем, да еще обозначен горой Домолактас, которая у местных жителей до сих пор считается священной.

Вторая причина – это то, что обычно культовые объекты ламаизма располагались рядом с рудниками и металлургическими объектами. Священнослужителям нужно было железо, чтобы изготавливать ритуальные вещи, предметы обихода и орудия труда. Что же касается Кызылкентского храма, то недалеко от него ученые обнаружили древнюю плавильную печь. Видимо, ее использовали обитатели монастыря.

«Эти теплотехнические сооружения фиксируются в виде четырех вертикальных плавильных печей, устроенных в ямах конической формы, стенки которых обложены гранитными плитками на растворе из глины, – сообщает археолог Эмма Усманова. – Печи диамет¬ром около 1,2 м и высотой около 1,6 м. Стенки печей обожжены, глиняная прокладка приобрела стойкий красный цвет от плавки. Рядом с печами обнаружены сохранившиеся в рельефе очертания помещения и воздуходувного канала».

Территория, на которой расположен Кызылкентский дворец, считается сакральным местом. За более чем трехсотлетнюю историю оно, по мнению местных жителей, не потеряло, а только приумножило свою силу.

Традиционно такие места обрастают легендами. Вот одна из них, которая восходит к временам существования Джунгарского ханства.

Один джунгарский хан сосватал свою дочь за богатого соплеменника, который жил в долине реки Яик (Урал). Он отправил невесту к жениху – с приданым и большой свитой. Их дорога пролегала через Кентские горы, которые к тому времени покрылись снегом и льдом. Ехать дальше было невозможно, поэтому караван решил перезимовать в горах, для чего там построили Кызылкентский дворец.

Здесь дочь хана познакомилась с казахским батыром, полюбила его и родила от него ребенка. А спустя годы, когда сын батыра вырос, он стал ярым борцом за освобождение казахской земли от джунгарского ига.

Было это или нет, доподлинно неизвестно. Но те, кто побывал возле руин буддийского храма, верят, что мес¬то обладает необычайной энергетикой. Люди уверяют: они почувствовали ее. Ведь не зря до начала раскопок казахи называли дворец «Қыз әулие», что означает «Святая дева», и совершали к нему паломничество. Они верили, что девушек и молодых матерей, посетивших место силы, ждут счастье и благополучие в семейной жизни.

Елена Ульянкина, Карагандинская область, «Казахстанская правда»

 

Другие новости

Книги как мост между Великобританией и Казахстаном

Книги как мост между Великобританией и Казахстаном

В минувшие выходные во дворце языков в рамках прог...

  29.11.2021   126
Какие нюансы казахской кухни нужно знать, чтобы не оказаться в неловкой ситуации

Какие нюансы казахской кухни нужно знать, чтобы не оказаться в неловкой ситуации

Главным блюдом казахской кухни издревле было мясо....

  27.11.2021   235
Эталон импровизаторского искусства

Эталон импровизаторского искусства

Во Дворце культуры имени И. Жансугурова г. Талдыко...

  25.11.2021   380
Национальные изделия шьет девушка из Узынагаша

Национальные изделия шьет девушка из Узынагаша

Жительница села Узынагаш Жамбылского района шьет к...

  20.11.2021   626
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.