«Они были носителями духовности»
Что включает в себя понятие «духовность»? Конечно же, это очень сложное и многогранное понятие. И каждый из нас понимает ее по-своему. Носителем духовности является интеллигенция.
Духовное возрождение на сегодня – задача самая актуальная. Мы должны гордиться, что принадлежим к единой и великой нации. Именно об этом важнейший документ «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Главы государства Нурсултана Назарбаева. Дорога у нас одна: через обновление к лучшему будущему!
Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что казахский народ достиг поры, когда сам может предложить свою оригинальную культуру, когда народы мира могут увидеть, оценить, понять, какое богатое духовное наследие создано им на протяжении долгих веков. Бурно растет самосознание, а вместе с ним интерес к правдивой истории Отечества. Обращение к национальной истории продиктовано не только интересом к прошлому, но и поиском ориентиров на будущее.
Как известно, Семипалатинск начала XX века был истоком национально-демократического движения «Алаш», и в годы гражданского противостояния в России (1917-1919 гг.) стал политическим центром правительства «Алаш-Орда» - предводителя всего казахского общества. Однако до конца 80-х годов прошлого столетия, правда об «Алаше» и «Алаш-Орде» не разглашалась широкому кругу людей.
Только после объявления своего суверенитета и приобретения независимости Казахстаном настала возможность пересмотра белых пятен истории.
Вследствие октябрьского переворота 1917 года в России деятели «Алаша», учитывая общественно-политическое положение Казахстана, пришли к пониманию необходимости образования самостоятельного государства.
Поэтому II-ой Всеказахстанский съезд, проходивший 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге, принял решение об образовании в составе Российской федерации автономии «Алаш» и создания правительства «Алаш-Орда».
Согласно постановлению съезда Временным национальным советом была утверждена структура нового правительства и решено, что политическим центром «Алаш-Орды» станет город Семипалатинск.
Таким образом, 28 января 1918 года через газету «Сарыарка», выходившей тогда в Семипалатинске, было официально объявлено об образовании национально-территориальной автономии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда».
У руководства движения стояли такие яркие представители национальной интеллигенции, как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Биахмет Сарсенов, Халел Габбасов, Жакып Акпаев, Ахметжан Козбагаров и другие.
13 декабря 2017 года исполнилось 100 лет Алашской автономии. Казахская передовая интеллигенция в течение 20-летней упорной и бескомпромиссной борьбы шла к этой знаменательной дате, чтобы объявить о своей государственности. Лидеры казахского народа, деятели «Алаш» посвятили свою жизнь в борьбе за свободу и независимость казахского народа. 1937-1938 годы были тяжелыми годами для казахской интеллигенции. Под видом «врагов народа» по надуманным причинам судили, расстреливали почти все сознательное население, их имена надолго оказались под запретом. Одним из преследуемых был и Мухтизар Титаков. С приходом независимости они были реабилитированы, изданы их труды.
Но все же под грифом «совершенно секретно» в спецархивах хранятся документы и материалы деятелей Алашского движения. К таким материалам относятся рукописи поэта и драматурга Мухтизара Титакова, моего деда.
В архивах КНБ велась анкетная запись: «Мухтизар Титаков родился 22 февраля 1904 года в Каркаралы. Во время задержания НКВД он жил в Семипалатинске, по улице Хлебная, 18. Образование неоконченное высшее - Западно-Сибирский институт народного хозяйства. В партии не состоял. Участник профсоюза с 6 мая 1924 года. Имеет специальность экономист-плановик».
Спасаясь от преследований НКВД, Мухтизар был вынужден уезжать в разные города. Его мама (Жамал апа) часто с тревогой говорила: «Где же сейчас бродит мой сыночек...».
Закончил юридический факультет САГУ в Ташкенте. Также учился в Новосибирске, в институте народного хозяйства.
Родные помнят, как он уничтожал старые фотографии, групповые снимки с алашординцами.
В последние годы жизни, уже больной, жил в семье младшего брата Мухтара. Периодически занимался адвокатской деятельностью, был квалифицированным адвокатом. Очень хорошо знал кодекс законов юристов. Грамотно писал кассационные жалобы, спас многих людей, оказывая им безвозмездную помощь. Был импровизатором, легко сочинял любые произведения. В Москве, в публичной библиотеке хранится его поэма «Сарыарка». Запрещается фотографировать страницы книги, выносить ее куда-либо из читального зала. Читая эту книгу, восхищаешься его стилем.
Умер в возрасте пятидесяти четырех лет. После его смерти некие «друзья» выпросили у Жамал апа все его труды, обещая их издать. Но этого не произошло.
Я с гордостью говорю о том, что отец моего деда Мухтизара – Түлік Төребайұлы в свое время был личным секретарем Алихана Букейханова. Фотоснимки семьи были переданы нами алашоведу Айдыну Ырысбекұлы.
И Түлік ата, и его сын Мухтизар были передовыми людьми своего времени, лицом интеллигенции того времени, той эпохи.
У нас были достойные прадеды.
Бессмертное наследие - его пьеса «Борьба за идею». Мужество автора Мухтизара Титакова заключается в том, что он в кровавые 30-е годы не только не побоялся говорить о репрессированных деятелях «Алаша», объявленных сталинской властью «врагами народа», но и написать об их борьбе с Советской властью. Как видно из архивных документов, Мухтизар Титаков свою пьесу обсуждает с Жуматом Шаниным, Турлыханом Хасеновым, Шаханом Мусиным. Позже за обсуждение этой пьесы они подвергаются гонениям и заключению в тюрьму.
Пьеса «Борьба за идею» - музыкальная драма в четырех действиях и шести картинах. Начало издания пьесы - 1 ноября 1935 года. Завершена пьеса 29 февраля 1936 года. Оптимистическая трагедия, состоящая из двух частей. История переменчива, но в ней есть и своя правда. Лидеры партии «Алаш»: Алихан, Мыржакып, Халел Габбасов, Жусипбек, Алимхан, Магжан, Шакарим, Хамит Токтамысулы, Султанмахмут вышли на борьбу за свободу казахского народа. Они отстояли территориальную целостность Казахстана. Славный сын казахского народа стоял у истоков идеи казахской государственности, боролся за право культурного и политического самоопределения родного народа.
Это издание имеет весомый вклад в возрождение национального сознания, духа, культуры. Наследие продолжает изучаться.
Подлинники рукописей и рукописный вариант пьесы «Борьба за идею», написанный арабской вязью (төте жазу), были переданы нами, т.е. родственниками Мухтизара, на государственное хранение в Национальный архив Республики Казахстан 21 апреля 2016 года, в рамках юбилейных мероприятий, проводимых под эгидой ЮНЕСКО к 150-летию со дня рождения одного из ярчайших лидеров и председателя казахского национального правительства «Алаш-Орда», депутата I Государственной Думы, выдающегося сына тюркских народов Алихана Букейхана. Участие принимали видные государственные и общественные деятели, депутаты Парламента Республики Казахстан, ученые-историки не только Казахстана, но и стран ближнего и дальнего зарубежья, архивисты и представители СМИ.
Писатель-драматург Отен Ахметов отметил, что в этой пьесе присутствует идея «Алаш-Орды» и поделился своим мнением ставить произведение на сценах театров.
На основе архивных документов проводится большая работа.
В областной газете «Огни Алатау» была издана статья алашоведа Айдына Ырысбекұлы о пьесе Мухтизара Титакова.
В городе Семипалатинске прошла телепередача «Ой-түйін» («Точность мыслей»), куда были приглашены алашоведы, профессора наук, а также родственники дедушки Мухтизара.
Одну из его пьес показывали в Семипалатинске, планируется постановка и в городе Талдыкорган.
В театральном кружке колледжа промышленной индустрии и новых технологий готовится постановка данной пьесы.
На примере постановки пьесы необходимо широко и профессионально пропагандировать произведение, довести эту пьесу казахскому народу и будущему поколению. Оставить подрастающему поколению произведения достойных личностей, творивших историю своего народа. Представить пьесу для широкого круга зрителей в целях популяризации творческого наследия как одного из представителей казахской интеллигенции начала XX века. Воспитывать уважение к культурному наследию прошлого, казахстанского патриотизма. Пьеса XX века «Борьба за идею» («Мұрат үшін майдан») - одна из сохраненных духовных ценностей стала доступна народу.
Нам необходимо сохранить национальную культуру. Как подчеркнул Н. Назарбаев: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией».
Гульмира Еркимбаева,
преподаватель
русского языка и литературы
колледжа промышленной
индустрии и новых
технологий, г. Талдыкорган.