Пятница, 22 Ноября 2024

Реальная история и легенды древнего городища Туймекент

Реальная история и легенды древнего городища Туймекент

Поистине загадочным и притягательным объектом археологии, вошедшим в число сакральных мест региона и внесенным в список памятников истории республиканского значения, по праву считается Туймекент – городище, названное в честь местной красавицы.

Исследования и факты

Поселение Туймекент (Тюймекент, Тоймакент), датированное VI–XII веками, располагалось недалеко от главного полиса в округе – Тараза. Оно находилось в удобном и стратегически важном месте как для торговли, так и для тех, кто спасался от врагов. По всей видимости, в свое время это был небольшой, но процветающий торговый город, расположившийся на стыке караванных дорог в 25 км от Великого шелкового пути. Об этом свидетельствуют находки ученых, в частности, глазурованная и лепная керамика, собранная на поверхнос­ти городища.

– Сегодня то, что от него осталось, можно увидеть на юго-восточной окраине одноименного села Байзакского района на высоте 476 мет­ров над уровнем моря. Его руины лежат на правом берегу реки Талас, – сообщила заместитель директора Государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева.

В «Своде памятников истории и культуры Республики Казахстан» указано, что городище изучали неоднократно.

В 1894 году одним из первых на его месте побывал академик, востоковед, тюрколог и историк Василий Бартольд, который произвел тщательный осмотр и в своем «Отчете о поездке в Среднюю Азию с научной целью в 1893–1894 гг.» сделал заметки об увиденном. Ученый основывался на данных художника Самуила Дудина, ранее принимавшего участие в Орхонской экспедиции под руководством академика Василия Радлова, и подробных сведениях о памятниках древнос­ти востоковеда и археолога Василия Каллаура, который в то время занимал должность начальника Аулие-Атинского уезда и, прожив здесь около 20 лет, превосходно знал вверенный ему участок.

Василий Бартольд писал, что в ходе своего путешествия он посетил ряд древних городов, в том числе и Туймекент: «Недалеко от Оххума мы переправились через Талас, чтобы посетить лежащие к юго-востоку от него, на правом берегу реки развалины Туймекента…» Ученый привел описание городища: «Крепость окружена валом и широким, но не глубоким рвом. Вал сложен из небольших сырцовых кирпичей без примеси галечника. Сырец, вероятно, приготовлялся на месте из глины, вынутой из рва (который раньше был, несомненно, глубже), как это делается и теперь сартами и киргизами при возведении каких бы то ни было глинобитных построек. Очевидно, на месте вала прежде были стены, но от времени они осыпались, сделались значительно ниже и приняли, наконец, ту форму, какую имеют в настоящее время».

Василий Бартольд предполагал, что с северной и западной сторон в крепость вели ворота, защищенные побочными валами (стенами). Он также указал, что «по всем четырем сторонам укрепления имеются более возвышенные части валов, вероятно, бойницы; таких возвышений с каждой стороны насчитывается, не считая угловых, 7 и 5. На западной стороне одно из этих возвышений отличается особенной высотой и около него помещаются и главные (по величине) ворота».

Востоковед писал, что место, окруженное валом, представляло сильно взрытую и всхолмленную площадь, в северной части которой помещался продолговатый холм в форме неправильного четырех­угольника, сложенный также из больших сырцовых кирпичей. Сторона холма, обращенная к западу, более полога, чем остальная, с юга и с севера к холму примыкают в виде буквы Г два невысоких валика, соединяющие холм с западной стеной укрепления. На площадке холма были заметны два углубления, отделенные одно от другого невысокой перемычкой.

«Площадь внутри вала теперь вспахана и изрезана арыками. На валах, холме и около последнего находят обломки глиняной неглазированной посуды и жженого кирпича, – написано в экспедиционном отчете. – На запад и северо-запад от укрепления есть старое мусульманское кладбище; более старые могилы расположены внут­ри вала, на восток от холма. К югу и юго-востоку от крепости заметны неясные следы когда-то бывших здесь поселений в виде рвов, холмиков неправильной формы, валиков и т. п.»

Василий Бартольд добавил, что куски жженого кирпича в Туймекенте, как почти во всех древних крепостях, большею частью лежат в углублениях, которые обычно находятся посередине крепости. По мнению ученого, город был значительно древнее своего собрата в Таласской долине, Садыр-Кургана.

К сожалению, после поездки Василия Бартольда о поселении довольно длительный период никто не вспоминал. Только в 1936–1938 годах пришло время полноценных исследований.

– Объект был изучен Семиреченской археологической экспедицией под руководством археолога и востоковеда Александра Бернштама, – сказала Анна Крокошева. – Стало известно, что город имел прямоугольную форму размером 250 х 310 метров, ориентированную углами по сторонам света. Городище со всех сторон было огорожено валом высотой 4–6 мет­ров с башнями по углам и всему периметру. На каждой из сторон было по 7 башен, высота которых составляла 4,5–7 метров. Они имели определенный уклон, чтобы враги не прятались у основания. С башен хорошо просматривалась степь и приближавшегося неприятеля было видно издалека.

Александр Бернштам установил, что въезд на территорию городища был расположен в северо-западной и юго-западной стенах. Почти в цент­ре городища расположен овальный высокий бугор – по всей видимости, это остатки цитадели. Его размеры в основании 40 × 15 м, верхней площадки – 15 × 15 м. К бугру с южной стороны примыкает двор со стороной 40 м, окруженный оплывшим валом. Севернее цитадели расположена группа плоских всхолмлений.

Проанализировав все имеющиеся сведения письменных источников и археологических материа­лов, ученый показал процессы урбанизации в динамике: ранний тюрко-­согдийский этап, охвативший VI–VIII века. При этом он отметил, что миграция сог­дийцев, проходившая по трассе Великого шелкового пути, усилилась в VII веке в результате арабского завое­вания Средней Азии. Обе культуры вошли в тесное взаимодействие в рамках древнетюркских каганатов. Это позволило А. Бернштаму отметить синкретический характер культуры согдийско-тюркского этапа.

– В 1986 году на месте городища работал отряд археологической экспедиции под руководством известного отечественного архео­лога Карла Байпакова. Учеными был снят план, собран подъемный материал, отмечены следы разрушений, связанных с проведением дороги через территорию городища. Обозначена пострадавшая юго-западная часть, которая рухнула в пойму реки. В 2000 году Карл Байпаков продолжил исследование. Были заложены шурфы и получен определенный материал, – сказала Анна Крокошева.

В ходе раскопок обнаружилось, что стены возводились в определенной закономерности: 21-й ряд – из сырцовой кладки, потом следовали пахсовые блоки высотой 60–70 см, которые делали из прессованной глины, далее укладывалось еще 7 рядов сырцового кирпича, затем в ход шли опять пахсовые блоки. Специалисты считают, что такая кладка была своего рода сейсмопоясом и придавала особую прочность стенам, ширина которых достигала 7–8 м. Сохранившаяся высота стен – 3 м, но, судя по их толщине, они были гораздо выше.

По предположениям ученых, в Туймекенте проживали до нескольких сотен человек (по меркам средневековья, это значительное поселение), которые занимались земледелием, скотоводством, охотой, производством керамики, а также другими ремеслами. Специалисты по праву называют Туймекент «умным городом». Ведь это было поселение с собственной инженерной сетью, которое полностью обеспечивало жизнедеятельность своих горожан и не зависело ни от каких внешних источников. До наших дней сохранились два водопровода, залегавшие на двухметровой глубине.

По мнению казахстанского археолога Мадияра Елеуова, продолжившего изучение Туймекента в 2013 году, город обеспечивался питьевой водой. Во время раскопок в одном из помещений был обнаружен колодец глубиной 2,5 м, где была найдена водопроводная труба. Ученый предположил, что вода, скорее всего, в колодец попадала из двух источников. Если что-то во время военных действий повреж­дало трубы, туймекентцы могли свободно брать воду из-под земли. Кстати, городище окружено рвом шириной 15–20 м и глубиной до трех метров. Заполнив северный участок рва водой, ученые смог­ли убедиться в том, что это было серьезное­ препятствие при осаде городища. Они предполагают, что, возможно, Туймекент играл роль города-ставки.

Легенды и сказания

Говоря о происхождении названия города, можно предположить, что он был наречен по имени девушки Туйме (Тюйме, Тойма). На этот счет известно несколько легенд. Приведем некоторые из них.

По одному преданию, вражеский герой, увидев красоту дочери местного правителя, отправил посланника для сватовства. Но ни отец, ни дочь не соглашаются с намерением противника. Тогда тот решает жениться на красавице, применив силу, и отдает приказ захватить город. Крепость была взята, но своей цели воин все же достичь не смог – девушка погибла вместе с городом.

Другая легенда гласит, что у богача по имени Кахарман, жившего в степях Таласской долины, долгое время не было детей. Наконец, когда у него родилась дочь, он назвал ее Туйме (пуговица), поскольку ребенок был очень нежным. Когда девочка повзрослела, слава о ее красоте разлетелась далеко за пределы долины. Ни один мужчина не мог устоять перед девушкой. Многие приезжали свататься к ней, были и те, кто мечтал просто увидеть ее или поговорить. Среди них – немало купцов из соседних городов. Некоторые решили остаться и жить рядом с Туйме. Так здесь образовались крупные рынки и торговые лавки, а поселение постепенно превратилось в целый город, который был назван в честь местной красавицы.

Согласно наиболее распространенной версии, средневековый полис был воздвигнут ханом Кокше, а назвали его по имени дочери правителя. Красавица покорила сердца многих великих батыров, а после смерти отца успешно правила городом.

Примечательно, что еще одно сказание свидетельствует, что Туймекент был напрямую связан с другим таинственным строением – Акыртасом, а также могильником Жетытобе. Возведением комплекса из красного песчаника занимались двое богатырей – отец и сын. Старший строил, а младший приносил камни из окрестных гор. Отец строго запретил сыну оглядываться по сторонам. Но когда мимо прошла царица Туйме (Тюйме, Тойма), тот не смог удержаться и взглянул на нее. Девушка пленила его своей красотой, и молодой богатырь отправился вслед за ней, бросив работу.

Считается, что именно по этой причине Акыртас остался недостроенным. Царица и ее спутницы стали бросать в преследователя комья земли, из которых впоследствии выросли семь холмов – Жетытобе. Но это не остановило юношу. Наконец царица в изнеможении упала наземь и испустила дух. На этом месте в память о ней и был построен город Туймекент.

– Из «Протоколов заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии» известно, что в свое время местный житель из аула № 3 Тастубайской волости Картабай Балтабаев рассказал исследователю Василию Каллауру похожую, но все же имеющую некоторые расхождения историю о взаимосвязи двух загадочных городов в степи – Туймекента и Акыртаса, которая передавалась из поколения в поколение, – отметила Анна Крокошева.

В легенде говорится, что на мес­те, где позже появилось поселение, жил известный калмыцкий воин Кокчахан, у которого была дочь по имени Тойма-сулу. В то время у батыра был работник Алангасар-Алып, которого природа одарила огромной физической силой и необычайно высоким ростом. К тому же «алангасарами» называли древних насельников-великанов, нередко выступавших персонажами сказок, как правило, у удмуртов, которые заимствовали их у татар.

После нескольких лет службы у Кокчахана Алангасар-Алып влюбился в дочь хана и обратился к ее отцу с просьбой выдать за него дочь. Воин в угоду себе, надеясь, что работник будет служить еще усерд­нее, дал обещание, что разрешит спустя какое-то время, но на деле выполнять его не собирался.

Воодушевившись предстоящей свадьбой и не зная истинных намерений Кокчахана, Алангасар-Алып стал служить еще лучше, работать с большим рвением. Но спустя несколько лет понял, что слова хозяи­на ничего не стоили и его жестоко обманули. Он рассердился и просто ушел, взяв с собой своего сына Арсланг-Алыпа. Дойдя до местности Тас-Акыр, силач выбрал место для возведения каменной постройки и сказал сыну: «Здесь мы будем строить жилище из камня. Ты будешь перекидывать мне камни с гор. Не доходя до Сулу-Тора есть местность, называемая Кызыл-Кайнар; с ее верховьев ты будешь кидать мне камни, а я из них здесь сложу каменный курган. Но только ты никуда не оглядывайся, особенно не смот­ри в сторону Таласа. После этого мы запрудим воду реки и, переведя ее через Джургабил, оставим Кокчахана без воды. Тогда обманщик волей-неволей покорится нам и выдаст свою дочь за меня».

Такова была договоренность отца с сыном. Получив повторное предупреждение от батыра не оглядываться по сторонам, Арсланг-Алып отправился в горы и начал кидать камни, а его отец стал укладывать их. Когда строительство близилось к завершению, Кокчахану дали знать об этом, а также о том, что его собираются лишить воды.

Услышав это, Тойма-сулу вышла в степь и, поглаживая гладко расчесанные волосы, посмотрела в сторону Тас-Акыра. В этот момент Арсланг-Алып, бросая камни с гор, размышлял, почему отец запрещал ему смотреть по сторонам во время работы, особенно на низовья Таласа, и внезапно его взор упал на стоявшую около Тоймакента (Туймекента) девушку, настолько красивую, что трудно было описать.

В предании сказано, что, увидев ее, Арсланг-Алып влюбился так сильно, что мышцы его ослабли и бросаемые им камни перестали долетать до отца. Заметив это, Алангасар-Алып рассердился на сына и, поднявшись в горы, поинтересовался, что случилось. Сын признался отцу, что лишь однажды посмот­рел в сторону Таласа и увидел там столь красивую девушку, что блеск ее красоты доходил до неба. Одурманенный ее красотой, тот уже не мог бросать камни. Алангасар-Алып разгневался и снова спросил сына, почему тот ослушался его и не исполнил его указаний. Воин бросился на сына, намереваясь его убить. Но тот бросился бежать в сторону нынешнего Шымкента…

Легенда на этом не заканчивается, в результате красавица из Туймекента стала причиной не только раздора отца с сыном, но и остановки строительства каменного сооружения, долгое время называемого Акырташем, а ныне известного как Акыртас.

Сегодня городище Туймекент является одним из важнейших памятников культурного наследия Казахстана, свидетельством того, что жители Великой степи строили города и дворцы и вели оседлый образ жизни.

 

Михаил Те, «Казахстанская правда»

 

 

 

 

 

 

Другие новости

Подарок,  спасающий жизни

Подарок, спасающий жизни

Родильный дом Талгарской районной больницы — одно...

  20.11.2024   197
Вирусы пожаловали раньше обычного

Вирусы пожаловали раньше обычного

В этом году специалисты предупреждают: сезон грипп...

  14.11.2024   503
Лекарства на сумму 507 млн ​​тенге выдали пациентам бесплатно

Лекарства на сумму 507 млн ​​тенге выдали пациентам бесплатно

С начала года в  городской многопрофильной бо...

  08.11.2024   909
Врачи спасли женщин-близнецов

Врачи спасли женщин-близнецов

В человеческом организме есть очень крепкие кости,...

  01.11.2024   997
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.