Прародина тюрков
По заданию редакции мы связались по телефону с видным ученым, археологом, д.и.н. Зайноллой Самашевым, инициатором и руководителем множества исследовательских экспедиций, и задали несколько вопросов. Несмотря на свою занятость, Зайнолла Самашевич подробно ответил на все. Приведем лишь некоторые моменты этого обширного интервью.
- Алтай – прародина тюрков. Вы разделяете эту точку зрения?
- Конечно, разделяю. Алтайская горная система издревле стала центром культуры благодаря удобству для человека, поскольку природно-ландшафтные условия позволяли создать оптимальные условия жизнеобеспечения, главным из которых является богатство недр. Легенда древних тюрок, известная в письменных источниках, связывает историю тюрок с производством железной руды на Алтае. Алтай, по мнению многих лингвистов, был той зоной, где происходил процесс становления и развития тюркской языковой семьи.
- Расскажите об археологических находках последних лет.
- В 2018 году экспедицией Государственного историко-культурного заповедника «Берел» (о нем мы рассказали нашим читателям в предыдущем выпуске тематической полосы «Мәңгілік Ел – мәңгілік мұра» - авт.) начаты стационарные археологические исследования курганов в урочище Елеке сазы, на северном склоне хребта Тарбагатай, на территории Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.
- Что представляет собой археологический комплекс?
- Месторасположение памятника представляет собой замкнутую чашевидную долину, окруженную невысокими горами и изрезанную малыми речками – притоками многоводной реки Каргыба, а также с болотистыми участками и плоскими возвышениями, на которых в меридиональном направлении расположены около 300 курганов и поминальные сооружения, которые структурированы в шесть самостоятельных групп и цепочки. В каждой группе памятников выделяются доминирующие курганы, окруженные рвами, двухрядными кольцами и, частично, «жертвенно-поминальными» оградками - восьмикаменниками, расположенными, как правило, с западной стороны.
- Кто там погребен?
- Парные захоронения, совершенные здесь, схожи со многими раннесакскими курганами. Погребение человека (13-15 лет), по предварительному заключению, девочки, совершенное на дне камеры, было разграблено в древности. Другое погребение, уцелевшее полностью, принадлежало знатнейшему юноше лет 17-18. Его положили на спину, головой на запад, с незначительным отклонением на север. Найдено большое количество ювелирных украшений, выполненных в зверином стиле.
- Какие выводы Вы можете сделать из этих находок?
- Отметим, что курган №4 могильника Елеке сазы на Тарбагатае имеет много общего, в первую очередь, с известными погребальными сооружениями Восточного Казахстана и Сарыарки, а по вещевому комплексу – более обширные параллели в раннесакских памятниках Жетысу, Саяно-Алтая, Синьцзяня и других. Хронологические рамки памятника на начальном этапе исследования определяются в пределах VIII – VII вв. до н.э.
- Расскажите о научных конференциях «Алтай – прародина тюркского мира». Где проводятся, кто принимает участие и какие актуальные вопросы истории там обсуждаются?
- С 2011 года в Восточном Казахстане проводится конференция по этой тематике – в Усть-Каменогорске и на территории музея-заповедника Берел. Уже пять лет издается международный журнал «Мир Большого Алтая», где учеными рассматриваются вопросы по истории, природно-ландшафтному комплексу, экономике, политике и др. По итогам конференции издаются научные сборники, проводятся выставки в Казахстане и за рубежом.
- Были ли города в этом регионе в период древности и средневековья?
- В письменных источниках, как полагает академик Б. Кумеков, упоминаются кимакские города на Иртыше, поэтому мы не отрицаем такую возможность. Однако, древние города могли в корне отличаться от современных. Они могли быть мобильными, полустационарными, юрточными городками, домами на повозках, комбинированными. Пока археологи Казахстана их целенаправленно нигде не искали, но в перспективе необходимо осуществить такой поиск.
- И кто такие кимаки?
- Кимаки жили на востоке в 9-10 вв. н.э., в Сарыарке, и мигрировали на запад, оставив много материальных свидетельств о своей культуре. Начиная с 2012 года мы изучаем культуру так называемых «горных кимаков» на Алтае.
- Большое спасибо за интервью. Успехов Вашей команде, Зайнолла Самашевич! Ждем новых открытий!