Птичья верность
Наиболее яркими носителями великой кочевой цивилизации являются именно казахи, сумевшие в отличие от многих других тюркских народов сохранить и донести до дней сегодняшних многие элементы этой культуры, оставившей свой след в общечеловеческой истории.
Предки казахов издревле жили в тесной взаимосвязи и гармонии с окружающей живой природой. Ведь именно казахи сумели приручить и одомашнить многих диких животных, когда, к примеру, полудикие варварские племена Восточной Европы или Скандинавии еще питались кореньями и жили в пещерах.
Изобретение колеса, перевернувшее весь ход мировой истории и прогресс на многие столетия вперед, тоже принадлежит казахам. Ведь предкам казахов для освоения огромных пространств необходимо было перевозить свои жилища-юрты с места на место, в то время как соседние племена продолжали жить в пещерах.
История кочевой цивилизации сохранилась не только в материальных и письменных источниках, но и в сказаниях и легендах самих казахов, причем и в новейшее время. В одной из журналистских командировок в селе Жаланаш Кегенского района местные аксакалы рассказали удивительную историю, жизненную и обыденную, но в то же время очень трогательную.
Она произошла в начале 50-х годов прошлого столетия. Времена были непростые, только закончилась война с фашистской Германией. Страна медленно переходила к мирному укладу жизни, недостаток ощущался во всем, особенно в продовольствии. Казахские аулы выручала от голодной смерти традиционная охота с беркутами и тазы.
Многие местные жители промышляли охотой на живность, которой было в изобилии в те времена: в горах - архары, в низинах - фазаны, зайцы, лисицы и волки. Мясо шло на пропитание, а шкуры волков и лисиц обменивали на хлеб, чай, одежду с заезжими заготовителями из районной конторы.
Местный житель шестидесятилетний аксакал Сейдалим как-то спозаранку вышел на охоту. Дело было осенью, но зима здесь наступает рано, в горах уже выпал снег.
Погруженный в думы Сейдалим медленно взбирался по скалистой дороге к месту, где обычно собирались на кормежку горные козлы, когда внезапно очнулся от всхрапа коня. Внизу ущелья кружились вороны, которые то садились, то опять взлетали вверх. Держа на поводу коня, Сейдалим, лавируя между огромными валунами, спустился к месту, которое привлекло воронье и обнаружил птенца беркута, беспомощно клекотавшего среди камней. Бережно укутав беркутенка, Сейдалим вернулся в аул, сегодня охота отменялась.
Вначале Сейдалим научил птенца пить молоко, потом стал давать и мелко нарезанное мясо. Беркутенок выжил, а через месяц уже встречал хозяина восторженным клекотом, как родного родителя. К началу весны Арлан, такое имя дал Сейдалим найденышу, уже как собачонка бегал по двору за хозяином. Но нужно было уже учить беркутенка премудростям охоты и Сейдалим вплотную занялся этим важным делом.
Арлан долгие годы сопровождал хозяина во время походов в горы и никогда не возвращался без добычи. Брал зайцев, фазанов, лисиц, а иногда и крупную дичь: архаров и волков. У Арлана была уникальная преданность хозяину. Он никогда не брал пищу у других, даже у членов семьи Сейдалима, агрессивно взмахивал крыльями, не подпуская к клетке.
Когда Сейдалим на день-два уезжал в соседние аулы на тои и другие мероприятия, Арлан сидел, нахохлившись, в углу клетки, погруженный в свои горестные птичьи думы. Но о возвращении Сейдалима узнавал одним из первых: восторженно летал по клетке, воинственно клекотал, выражая свою птичью радость. А через полчаса у калитки верхом на коне появлялся Сейдалим.
В последние годы своей жизни Сейдалим стал часто болеть, давали знать фронтовые ранения, а однажды совсем слег. Родные оставили дверцу клетки открытой, потому что Арлан ни у кого не брал пищу. Пока Сейдалим болел, Арлан сидел у двери дома, иногда улетал куда-то, возможно, охотился на мелкую дичь. Сейдалим так и не оправился от болезни...
Когда Сейдалима похоронили, куда-то пропал и Арлан. За семейными буднями близкие Сейдалима забыли о беркуте. Но через год, когда родственники пришли на кладбище, чтобы прочитать поминальный намаз, то увидели на могиле скелет птицы. Наверное, какое-то время Арлан охотился на природе, а своим новым жилищем избрал могилу хозяина. Такова птичья верность и птичья любовь.
Ерганат Уралбаев,
Енбекшиказахский район.