Путешествие на юг Казахстана
Наша страна очень богата сакральными объектами, история которых берет начало из самой глубины веков. Особенно много таких памятников на юге Казахстана, где мне посчастливилось побывать этой осенью вместе с учителями методического объединения истории и географии.
Мавзолей Арыстанбаба
Первым объектом нашего внимания стал мавзолей Арыстанбаба, религиозного мистика и проповедника, а также учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави. Мавзолей расположен в 150 километрах от города Шымкента, буквально в 2 километрах от древнего Отрара.
По легенде, над могилой Ходжи Ахмеда Ясави, по распоряжению Тамерлана, началось строительство мечети. Но строители никак не могли возвести стены. По разным версиям этому препятствовала сильная буря или строение разрушал водившийся в этих местах зеленый бык. Однажды правителю во сне явился святой, давший совет возвести сначала мавзолей над могилой святого Арыстанбаба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. С давних времен и по настоящее время приезжающие сюда паломники в первую очередь посещают мавзолей учителя, а уже затем следуют к мавзолею Ходжи Ахмеда.
Внутри мавзолея мы увидели надгробия самого Арыстанбаба, а также его учеников Херметазыра, Каргабаба и Лашынбаба. Также здесь есть небольшой музей, среди сокровищ которого можно выделить старый Коран – великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.
Рядом с мавзолеем мы попробовали воды из колодца. Ее вкус непривычен из-за содержания в ней соли, но зато считается, что она способна излечить многие недуги.
Древнее городище Отрар
Далее мы проследовали в древнее городище Отрар, государственный археологический заповедник-музей, от которого у меня, пожалуй, остались самые большие впечатления.
Этот город был крупным культурно-экономическим и торговым центром Великого Шелкового пути. Когда-то он славился своими огромными дворцами и мечетями, банями и ремесленными мастерскими, библиотеками, а также другой архитектурой. В Отраре родился и вырос один из самых известных философов Востока Абу-Наср аль-Фараби.
«Путник! Перед тобой развалины города-крепости, задержавшего на полгода у своих стен монгольские полчища от наступления на Среднюю Азию и Закавказье, Великую Русь и восточноевропейские страны, оказавшего героическое сопротивление иноземным захватчикам и в последующие века. Склоним же головы перед памятью его героических защитников!» – гласит надпись перед входом в прославленный город.
Мы обошли кругом каждый объект городища, заглянули в пустой колодец, осмотрели уцелевшие фрагменты помещений, основания стен из кирпича, очаг, на котором готовили пищу. Особенно поразило то, что всюду можно было увидеть осколки керамической посуды, местами на поверхности земли – настоящие кости. Неужели это все, что осталось от местных жителей? А ведь здесь рождались и жили люди, был слышен детский смех. Целый город канул в небытие. Столько мыслей возникает разом о сущности человеческого бытия… Это, действительно, стоит увидеть. После такого зрелища начинаешь смотреть на мир другими глазами.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Древний Туркестан с первого взгляда поразил нас величием архитектуры. Яркие купола мечетей, огромные здания, дома жителей ограждены от внешнего мира высокими дувалами. И над всем этим возвышается главная достопримечательность города – Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, построенный по приказу самого Тамерлана. Во времена Казахского ханства мавзолей был резиденцией ханов.
Войдя внутрь, мы попали в большой зал, в центре которого находится огромный тайказан, отлитый, по преданию, из сплава семи металлов. Диаметр казана – 2,2 метра, вес – две тонны. У кочевого народа казан является символом единения и гостеприимства. Надпись на поверхности казана гласит о том, что он изготовлен в 1399 году правителем Тимуром в память о Ходже Ахмеде Ясави.
Интересно было побывать и в других помещениях древнего мавзолея: мечети, библиотеке, столовой, колодезной, вода которой опять же сулит верующим исцеление. В библиотеке сохранились старые рукописи, по которым учились в расположенном здесь раньше медресе. В помещении под названием большой Аксарай проводились собрания. Малый Аксарай служил усыпальницей знаменитых людей до 1917 года. В мавзолее очень многолюдно. Сюда круглый год приезжают паломники и туристы, а молодожены – за благословением.
Гаухар-ана
Находясь в Туркестане, мы не смогли оставить без внимания мазар Гаухар-ана, дочери известного суфия Ходжи Ахмеда Ясави.
Гаухар-ана, прозванная в народе Аулие ана, обладала даром целительницы. Будучи бесплодной, она однажды упрекнула в этом Всевышнего. На что ей был дан ответ, что люди, которых она вылечила, и являются ее детьми. Перед смертью она завещала похоронить себя на том месте, где когда-то была пролита кровь ее младшего брата Ибрахима. Шейха убили возле колодца.
Утверждают, что целебные воды источника и дух целительницы исцеляют бесплодие.
Мавзолеи Айша биби и Бабаджи хатун
По дороге к Таразу мы остановились возле еще одного примечательного места. Это был мавзолей Айша биби, возлюбленной правителя Тараза Карахана, датированный XI-XII веками. Леганда гласит о том, что влюбленным не разрешили обручиться. Айша биби обманным путем отправилась в путь навстречу Карахану, но по пути умерла от укуса ядовитой змеи. В память о девушке правитель Тараза построил этот мавзолей.
В пути Айша биби сопровождала ее преданная няня Бабаджа хатун, которая после смерти своей любимицы была безутешна и пожелала закончить свои дни рядом с ее могилой. Она пережила девушку лишь на несколько месяцев. По приказу Карахана женщине был воздвигнут мавзолей в двадцати шагах от мавзолея Айша биби.
Укаша-Ата и святой колодец
Укаша-ата был учеником самого Пророка Мухаммеда, миссионером исламской религии. Он был сильным и бесстрашным воином, не знавшим поражений. Однажды враги, прознав о том, что Укаша-ата становится слабым в моменты общения со Всевышним, убили его за чтением намаза. Злоумышленники хотели завладеть головой убитого, чтобы показывать ее в качестве добычи другим, но она покатилась через две возвышенности и упала в колодец. С тех пор воду в колодце считают целебной.
Сюда приходят, чтобы очиститься и попросить помощи у батыра. Для того, чтобы узнать, исполнится ли желание, нужно опустить ведро в колодец. Кто-то закидывает новое ведро, а возвращается оно полностью помятым, другие зачерпывают на донышке, третьи – заполненное лишь на четверть. Особенные везунчики те, кто достал полное ведро или даже сумел зачерпнуть камешки со дна. Это означает, что их благословил сам Укаша-ата.
Монумент «550-летие Казахского ханства»
Завершилось наше путешествие посещением монумента «550-летие Казахского ханства» в городе Тараз, открытого в 2015 году при участии Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Монумент впечатляет своей величественностью и замыслом автора. С двух постаментов, по правую и левую сторону, возвышаются огромные фигуры основателей первого казахского государства – ханов Керея и Жанибека. Глядя на эти царственные особы, невольно ощущаешь на себе их взгляд и проникаешься уважением к значимости этих великих людей
в истории страны.
Татьяна КОЗЛОВСКИХ,
Текели – Туркестан – Тараз –Текели