Здесь каждая юрта - музей
Преподаватели ЖГУ имени И. Жансугурова не первый год проводят полевые исследования этнографии казахов Монголии. В 2018 году ими был выигран грант МОН РК «Этнокультурная идентичность диаспоры в условиях глобализации через призму программы «Рухани жаңғыру».
Проект рассчитан на три года. По его результатам будет выпущена монография, посвященная жизни казахской диаспоры. Только по итогам прошлого года опубликовано 11 научных статей по данной теме. В состав группы исследователей вошли к.и.н. Амангельды Толамисов, к.ф.н. Сайра Рахипова, магистры истории Онербек Хуанган и Дана Ашимова.
Руководителем проекта является к.и.н. Назгуль Байгабатова. Ее-то мы и попросили рассказать о жизни казахов за рубежом.
- Прежде всего, мы ставим цель - выяснить, насколько казахи сохраняют свою идентичность в абсолютно другой среде. Как сохраняется историческая память народа в среде чужого языка, религии, культуры? Как обеспечивается преемственность поколений?
Казахи Монголии живут бок о бок с местным населением со второй половины XIX века. Живут, к слову, в дружбе и согласии! И представляют собой одну из крупных этнических групп трехмиллионного населения Монголии. Здесь обосновались 12 родов абак-кереев. Основные районы проживания: Баян-Ульгийский и Ховд аймаки (области). Больше всего казахов проживает именно в Баян-Ульгие. Предпочтение отдают кочевому образу жизни, однако часть населения все же остается в сумыне (районном центре). Стационарных поселений как таковых нет, в этом проявляется специфика скотоводческого хозяйства. Функционируют школы, музеи, издаются книги на родном языке. Вместе с тем количество часов преподавания казахского языка постепенно сокращается. При этом в языке казахов Монголии большое количество заимствований из монгольского языка.
В Баян-Ульгие заниматься земледелием практически невозможно, а в Ховде следы последнего более заметны. У многих – приусадебные участки. Первое, на что обращаешь внимание в Монголии, – необъятное, глубокое синее небо и кристально чистый воздух.
Не забывают тамошние казахи свои национальные праздники. По спутнику следят за всеми событиями на исторической родине, сопереживают вместе с соотечественниками. Очень популярны среди местного населения казахстанские развлекательные телеканалы «Той Думан», «Гакку», детишки с восторгом смотрят «Балапан». Дешевая и качественная сотовая связь и доступность беспроводного Интернета сближают местное население с исторической родиной.
- Здесь каждая юрта, словно историко-краеведческий музей. Повсюду предметы домашнего обихода, изделия из дерева, кожи и войлока. Казан функционирует почти 20 часов в сутки. А еще местные казахи разводят не только овец, но и коз, коров и даже яков.
Монгольские юрты (гэры) отличаются от казахских. В первых счет идет не на канаты, а на количество купольных жердей. В монгольских семьях дети живут отдельно от родителей. Чем старше становится супружеская чета, тем меньше купольных жердей, а следовательно, и размер юрты. При этом с каждым годом монголы выкидывают по одному уыку. А в казахских юртах совместно часто проживают родители, их дети и внуки.
Самые популярные цвета в казахской юрте - приглушенные - зеленый, коричневый и бордовый, в монгольской – яркие – синий и оранжевый. А еще у монголов принято, если в юрте находится младенец, продевать через всю юрту вьющуюся голубую ленту независимо от пола ребенка.
Культ Шынгысхана силен у монголов и возведен в ранг государственной политики. Казахи, как граждане страны, тоже уважительно относятся к прошлому Монголии.
Множество туристов со всех концов света приезжает в этот благодатный край, чтобы пообщаться с первозданной природой. Оттого местные жители в той или иной степени задействованы в туристическом бизнесе. Переехать на историческую родину стремятся в основном молодые люди, а также те, кто может себе позволить рискнуть благосостоянием ради возвращения в Казахстан.
- Жизнь казахов Монголии изучаю с 2003 года. Они сумели сохранить в достаточной степени традиционную этническую культуру, как материальную, так и духовную. Сберегли все виды домашних промыслов, народного ремесла. Сохранили основы скотоводческого хозяйства. А это и есть все то ценное, что мы стараемся сегодня возродить благодаря программе Лидера нации Н. Назарбаева «Рухани жаңғыру», - отметила в завершение беседы Назгуль Кажимуратовна.
Мурат МАРАТУЛЫ