В центре мироздания - человек
Великий ученый, энциклопедист, реформатор, знаток множества языков, мыслитель, обладающий широтой и глубиной знаний во многих областях – все это именные достоинства творчества Мухаммеда аль-Фараби.
Прошли тысячелетия, но актуальность философских идей, этических решений мыслителя не уменьшается. В январской статье Президент
К. Токаев обосновал необходимость воспитания в нашей стране целостного, многогранного человека. О таком обществе и человеке мечтал и «Второй учитель».
Мудрость философа проявляется в построении мыслительного мироздания, в центре которого – человек. В чем смысл жизни человека? Вечный вопрос, на который свой многоплановый ответ дает Мухаммед аль-Фараби в работе «О достижении счастья». В его представлении смысл жизни – в постоянном самосовершенствовании. Как и во многих других трактатах, обретение знания отождествляется мыслителем с достижением счастья. А поскольку достижение счастья — это цель жизни человека, то, следовательно, оно осуществляется через познание человеком окружающего мира и этических норм, направляющих его жизнь.
Современному человеку интересны социальные взгляды философа, в особенности идеи, касающиеся развития общества. Они изложены в его знаменитом произведении «Об обычаях и нравах благодетельного города». «Благодетельный город» - это его мечта о более совершенном государстве, где царят справедливость и закон.
Мыслитель верит в силу воспитания, в силу убеждения. Воспитание, основанное на знаниях и этических убеждениях, может способствовать расцвету государства, но оно должно пронизывать все слои общества, начиная от правителя, заканчивая простым человеком. Каким должен быть правитель, какие качества необходимы человеку, строящему отношения с обществом, с природой, каким должен быть гражданский человек, ответы на эти вопросы можно найти в работах Мухаммеда аль-Фараби.
Гульнар Исагалиева,
почетный работник образования,
старший преподаватель
социально-гуманитарных
дисциплин ЖГУ
им. И. Жансугурова.