Жамбыл – человек столетий
В казахских аулах часто можно услышать бата сөз – благопожелание: «Будь, как Жамбыл!». В нем звучит пожелание не только такого же здоровья и долголетия, но и такой же творческой молодости, справедливости, верности народу.
В середине прошлого века в юрте бедного кочевника из обнищавшего рода Шапырашты родился этот удивительный талант, которому суждено было получить известность на всю нашу огромную страну и умереть через сто лет, окруженным уважением, народным признанием и любовью.
Что видел он за вековую свою жизнь? Непередаваемые краски ярких весенних джайляу, по которым бродили байские отары овец и табуны коней, бедные кочевья своих родственников.
На всю огромную казахскую степь прославил он себя, побеждая в соревнованиях-импровизациях одного известного акына за другим. Он становился певцом-обличителем, смело выступая за справедливость, защищая бедняков, издеваясь над акынами, чьи домбра и голос воспевали богатство и силу баев.
Когда революционный ветер семнадцатого года понесся по безбрежной Сарыарке, акыну было уже за семьдесят. «Оглядываясь вокруг, – рассказывал он потом, – я не узнавал знакомых степей. Поехал по аулам и стал воспевать новую жизнь. Я был заодно с моим народом и был понятен народу. Я был свидетелем рождения новой страны – Казахстана... Жизнь началась для меня снова. Я переродился и стал петь, как двадцатилетний юноша, с подъемом, с большим жаром и охотой».
Меняется обстановка импровизаторского творчества акына. Он поет теперь не на асах и тоях, как раньше, его голос звучит на митингах, торжественных заседаниях, новых советских праздниках.
Акын – в гуще событий новой жизни. Он – депутат Верховного Совета республики, член Союза советских писателей, его песни звучат по радио, их записывают, переводят на языки народов мира, издают. Новая жизнь врывается в его песни. Он теперь поет не только о своей степи. Его песня воюет за братство племен, за свет новых идей, воюет с врагами Отчизны. Как письмо от родного человека в трудную минуту жизни, читают измученные голодом и потерями люди осажденного города плакат, расклеенный на стенах домов:
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Если определять место Жамбылу в общем литературном процессе наших дней, то оно оказывается на грани народной поэзии и литературы. Опыт литературы сочетается у него с устно-поэтическими традициями.
Почти 100 лет прожил Великий поэт Жамбыл, и 85 из них он посвящает поэзии. Его произведениям свойственны точность, емкость, блеск описания, сравнений. Они составляют неповторимые черты его личности, его стиля и вкуса.
Сара Куаткызы,
сотрудница литературно-мемориального музея Жамбыла Жабаева.