Наурыз мейрамы: символ обновления, плодородия и любви
Наурыз мейрамы - особенный праздник, который имеет неповторимые, присущие только ему черты. Традиции празднования направлены на раскрытие лучших человеческих качеств - открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия.
О народных традициях и обрядах, связанных с Наурызом, рассказал профессор кафедры журналистики и филологии Жетысуского государственного университета им И.Жансугурова Муса Бисенкулов.
- Муса Казимович, Наурыз был одним из самых любимых праздников казахов. И поэтому ко встрече Нового года наши предки готовились загодя?
- В далеком прошлом казахи называли Наурыз Великим днем улуса. Ко встрече Нового года относились очень ответственно, начинали готовиться к нему заранее, приводили в порядок хозяйство, расчищали арыки, убирали жилище. В день празднования одевали чистую нарядную одежду, накрывали богатый дастархан, а в знак пожелания урожая, изобилия, дождя, молока, все емкости в жилище наполняли молоком, ключевой водой, айраном и зерном. Ведь согласно приметам, чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год.
Как говорили старики, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. Все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все беды и несчастья обходили их стороной.
Отношение народа к Наурызу характеризуется и тем, что мальчиков, родившихся в день весеннего равноденствия, нарекали Наурызбаем, Наурызбеком, девочек - просто Наурыз, Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым предзнаменованием.
- В народе существует поверье, что эту ночь землю посещает Қыдыр ата.
- Еще по древним сказаниям казахов, накануне Нового дня, днем и ночью по земле ходит белобородый старик Қыдыр Ата, одетый в белые одежды, который посылает людям благоденствие. Того, кто с ним встретится, ждет удача и счастье. Его могут увидеть только те, кто чист душой и сердцем, предан своей земле и народу.
- С чего начиналось празднование?
- Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанной со старинным ритуалом «Если увидишь родник — расчищай его исток». Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты и кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных старцев сажали деревья, по установившейся традиции произнося при этом: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево — посади десять!».
- А как поздравляли друг друга?
- «Көктем туды!» - так казахи поздравляют друг друга. Люди веселились, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника - Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках - жанылтпаш, отгадывании загадок - жумбак.
Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келин).
- На стол выставлялось все самое вкусное, что есть дома?
- Блюда символизировали и до сих пор обозначают достаток и изобилие в наступающем году. Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи.
В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бел-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.
- Но главным «героем» дастархана, конечно же, было наурыз-коже?
- Гостей встречают изобильным угощением, где помимо традиционных казахских блюд, главным блюдом считается наурыз-коже, который состоит из семи компонентов. По преданиям, в этот день надо досыта отведать этого блюда, тогда весь год проведешь в достатке и сытости.
Вариантов приготовления очень много. У каждой хозяйки имеется свой рецепт приготовления этого блюда. Можно готовить как на мясном бульоне, так и на отваре из овощей и круп. Основной принцип это число 7. Заправляется обязательно молочнокислым продуктом.
- Муса Казимович, почему число «7» для Наурыза является символическим?
- Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры «7» является обязательным - она заключает в себе 7 дней недели - временные единицы бесконечности вселенной: напротив аксакала должны быть поставлены 7 чаш с наурыз-коже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей. Цифра семь сама по себе имеет сакральный характер у казахов. Семь компонентов наурыз-коже означали семь элементов жизни. Наурыз-коже - это ритуальное блюдо, включающее в себя семь компонентов: воду, мясо, соль, жир, муку, злаки и молоко.
- Как веселилась молодежь?
- Девушки готовили ритуальные блюда «уйкы ашар» из свежего мяса и молозива. Этому яству по древним поверьям казахов приписывалась способность пробудить у юношей физическую силу и чувство любви. Им угощали парней, как правило, женихов, чтобы они не проспали весеннего обновления природы. В ответ на угощение джигиты преподносили подарки «селт еткізер» в виде зеркала, гребенки, мыла, духов в платке.
Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями, словесным состязанием акынов в сопровождении домбры - айтысом. Самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш» и «Аударыспак».
– Расскажите подробнее об этих играх.
В «айкыш-уйкыш» мужчины и женщины молодого, среднего и пожилого возрастов, образовав группы, располагались на определенном расстоянии, каждая в отдельности. После шутливого вызова ведущего, чаще всего в стихах, два участника игры - мужчина и женщина выбегали друг другу навстречу, сталкиваясь грудь в грудь, женщина шла к мужчинам, мужчина — к женщинам.
В «аударыспак» джигиты перетягивали друг друга из седла, а если кому-то удавалось пересадить соперника задом наперед, потерпевшего под общий хохот, шутки и прибаутки отправляли обратно в свою группу.
Не обходилось и без спортивной борьбы. Девушка могла вызвать на состязание джигита с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце. А если победа будет на ее стороне, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее приказания. В таких случаях праздник превращался нередко в свадебные торжества, отсюда и доброе пожелание, бытующее в народе: «Пусть продолжением праздника будет свадьба!».
После захода солнца у алтыбакана разжигался костер. С зажженными от его огня факелами люди обходили все дома, окрестности селения, после чего у качелей пели и плясали, завершая праздник.
- Современное празднование отличается от древних традиций?
- Конечно, современное празднование отличается от древних традиций, но основные правила сохранились. В городах и аулах устанавливают богато убранные юрты. Перед праздником проводится уборка скверов, парков, улиц и зон отдыха. Возрождается традиция посадки деревьев и цветов. Многие из нас облачаются в национальные костюмы и даже берут их напрокат, чтобы сделать памятные фотографии и еще больше прикоснуться к истории.
Современный Наурыз не обходится без приготовления традиционных блюд. В детских садах и школах проходят праздничные чаепития, чтобы порадовать деток. В наше время активно набирают обороты благотворительные акции и мероприятия, а также народно-спортивные игры на современный лад.
- Муса Казимович, что пожелаете нашим читателям в этот замечательный праздник?
- Наурыз – день радости! Пусть этот год будет для всех жителей Казахстана счастливым, ярким и плодоносным! Пусть Наурыз принесет в каждый дом тепло, уют, благоденствие и достаток! С праздником всех вас, дорогие казахстанцы!
Жамиля Атибаева.