Развивая новые горизонты
Имя археолога, доктора исторических наук, профессора Виктора Зайберта, человека, открывшего научному миру Ботайскую культуру эпохи энеолита, широко известно не только у нас в республике, но и за ее пределами. Сегодня он также является директором Института археологии и степных цивилизаций КазНУ имени аль-Фараби. Мы созвонились с ученым и попросили его рассказать о своей работе.
Из этой беседы мы многое узнали о Викторе Федоровиче. Интерес у нашего героя к археологии проснулся в четвертом классе, когда отец принес сыну книги Жюля Верна «Таинственный остров» и Даниэля Дэфо о Робинзоне Крузо. Непередаваемая атмосфера приключений и жажда открытий пробудила в маленьком Викторе жажду к доселе неизведанному миру, непреодолимое желание стать первооткрывателем чего-либо. Родители Федор Федорович и Амалия Петровна были музыкантами и, наверное, были непротив, если бы и Виктор тоже пошел по их стопам. Виктор пытался заняться искусством, но вскоре, по его собственному признанию, понял, что музыканта из него не получится и поступил на исторический факультет Петропавловского педагогического института.
Надежды молодого человека на исследовательскую работу оправдались после того, как на втором курсе он познакомился с Геннадием Здановичем, археологом, приехавшим в Петропавловск из Свердловска. Зданович в свою очередь был учеником известнейшего в Союзе ССР ученого Владимира Генинга. Эти два корифея археологии распахнули молодому Зайберту дверь в большую науку. Устроившись, еще будучи студентом, в Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей, наш герой непосредственно в полевых условиях начинает изучение новокаменного века (неолита) в составе Северо-Казахстанской археологической экспедиции (СКАЭ).
- Вот здесь и начинается все то, что дает молодому ученому радость предвкушения значимого: романтика, постоянные переезды, палатки, костер, первые открытия и первые трудности, - отмечает Виктор Федорович.
Первую археологическую культуру: атбасарскую (названа по городу, неподалеку от которого были сделаны первые открытия) наш собеседник изучал порядка десяти лет. А уже с 1972 года В. Зайберт сам становится руководителем экспедиции. Зданович к этому времени уже руководит другой экспедицией, но связь между наставником и его студентом не прерывается и на расстоянии. Как результат: защита кандидатской диссертации в Москве на тему «Неолит Северного Казахстана». Эта работа подготовила следующее открытие молодого ученого – Ботайскую культуру эпохи энеолита (медно-каменного века).
- Поселение Ботай – одно из самых больших в мире энеолитических памятников. Что легло в основу перехода от неолита к энеолиту? Одомашнивание лошади! С этого момента человек впервые после миллионов лет пешей эпохи перешел на невероятную доселе скорость - 27-30 км в час. Что такое 27 км в час? Это скорость первых паровозов! Помните у Некрасова: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою». Поэт не говорит здесь «плетусь, как кляча», он восторгается скоростью: «быстро лечу», - делится эмоциями археолог.
Конно-транспортная эра, берущая начало в IV тысячелетии до н.э., на века вперед определила вектор и динамизм современного развития. Это и была настоящая революция! В поселении Ботай были найдены проколки из птичьих костей, с помощью которых проводилась кастрация лошадей, прообразы современных уздечек – недоуздки. Одомашнивание лошади проходило не где-нибудь, а именно на территории Казахстана. Отсюда берет свое начало гордый степной народ – казахи, который за все время существования никто никогда не мог покорить!
Сегодня ученики и последователи Виктора Федоровича есть во всех регионах Казахстана. Доктор Зайберт считает, что основателем этой школы археологии явился его наставник Геннадий Зданович. Ботайскую культуру археолог изучает уже на протяжении 40 лет. Плодотворно сотрудничает с зарубежными, в частности, германскими археологами. Иностранные исследователи активно привлекают методы смежных наук: антропологии, палеогенетики, археозоологии, применяя методы радиоуглеродной датировки тех или иных артефактов.
В завершение нашей беседы мы не могли обойти стороной тему глобальных программ развития, таких как «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи».
- Все государственные программы последовательно дополняют и развивают новые горизонты. Это все этапы одного большого пути. Помните, в 2004 году была инициирована программа изучения и сохранения культурного наследия. Кроме археологических раскопок она подразумевала изучение и сохранение памятников архитектуры, градостроительства. Уже тогда государство поставило задачу открытия внутренних истоков суверенного развития, пытаясь раскрыть и донести до каждого гражданина уникальность истории и культуры Казахстана. В то время были изучены и систематизированы восточные, закавказские, русские источники. Мы начали изучать архивные записи, в том числе и зарубежные архивы.
Появившиеся затем программы «Народ в потоке истории», «Рухани жаңғыру» «Семь граней Великой степи» - это логическое продолжение одной большой исследовательской работы, направленной, прежде всего, на воспитание казахстанского патриотизма. И здесь я бы отметил такую важную составляющую, как «Сакральная география Казахстана». Сакральность важна, с точки здения человеческого духа, наш народ должен знать и уважать свою историю, любить и оберегать ее. Мы заглядываемся, зачастую, на египетские пирамиды и не ценим духовные богатства, которые есть рядом с нами. Приручение лошади, сказания о тулпарах, конное войско – все это пошло из Великой степи, и это – неотъемлемая часть всего того, что мы означаем сегодня емким выражением «Рухани жаңғыру»!
Мурат ТУГАНБАЕВ.