А у вас есть электронный паспорт здоровья?
Актуально
Президентом страны перед системой здравоохранения поставлены задачи, направленные на достижение цели по укреплению здоровья нации Казахстана, так как здоровье является одним из чувствительных показателей экономического развития страны. Расходы на здравоохранение - это, прежде всего, инвестиции, которые приносят экономическую отдачу, а не просто затратная часть бюджета.
Благодаря политической поддержке руководства страны и значительным средствам, выделяемым на развитие здравоохранения, сегодня в Казахстане проводится масштабная модернизация медицинской сферы, одним из направлений которой является и цифровизация практического здравоохранения. Об этом более подробно рассказала нам руководитель Алматинского областного филиала Республиканского центра электронного здравоохранения МЗ РК, врач-организатор высшей категории Наталья Усентаева.
- Наталья Ибрагимовна, что предполагает цифровизация практического здравоохранения? Каковы его задачи?
- Необходимо отметить, что электронная модернизация здравоохранения началась с Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства». В одном из пунктов указано внедрять услуги смарт-медицины, дистанционной профилактики и лечения, электронной медицины. И в рамках реализации вышеназванного пункта создается личный кабинет пациента, будет создан удаленный автоматизированный мониторинг состояния здроровья пациентов с помощью мобильных устройств, поэтапно внедряется самостоятельная онлайн-запись пациентов на прием к медицинским работникам, консультирование в режиме реального времени и наблюдение пациентов с использованием персональных стационарных компьютеров и смартфонов. Для населения также будут расширены государственные медицинские услуги через портал «электронного правительства».
На сегодняшний день цифровизацией охвачены все сферы здравоохранения, которые предусматривают три этапа: внедрение медицинских информационных систем, оснащение компьютерной техникой и обеспечение доступа к сети Интернет организаций здравоохранения.
- Когда медицинские учреждения полностью перейдут на безбумажный формат работы?
- В рамках реализации принятой государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы продолжится развитие информатизации отрасли здравоохранения. Будет создана информационная основа для ОСМС, базирующаяся на ресурсах электронного здравоохранения, налоговых органов, организаций социального страхования и социальной защиты. Доступ к ресурсам электронного здравоохранения и регулярное введение необходимой информации станут обязательным условием для лицензирования, аккредитации субъектов медицинской и фармацевтической деятельности. Будет повышен потенциал работников отрасли здравоохранения по вопросам электронного здравоохранения на уровне до- и последипломного образования.
До конца 2018 года предполагается охват всех медицинских организаций медицинскими информационными системами. Таким образом, с 1 января 2019 года медицинские организации перейдут на безбумажный формат работы ведения медицинской документации.
- Одним из первых нововведений информационных систем стал портал Бюро госпитализации. Насколько оправданным был этот шаг?
- Введенный в 2010 году портал Бюро госпитализации, как инструмент, обеспечивает реализацию прав наших граждан на свободный выбор врача и медицинской организации. Посредством данной информационной системы облегчена процедура плановой госпитализации больных в клиники как местного, так и республиканского уровней. Следствием этого сегодня в области отмечен рост количества граждан, воспользовавшихся своими правами по свободному выбору, в четыре раза по сравнению с 2010 годом. Данная тенденция особенно характерна для сельских жителей, которым стала доступна плановая госпитализация в республиканские клиники и клиники других регионов.
- У каждого из нас теперь будет электронный паспорт здоровья?
- Электронный паспорт здоровья будет окончательно реализован согласно принятой «Концепции развития электронного здравоохранения Республики Казахстан на 2013-2020 годы» к 2020 году. В нем будет содержаться следующая информация: Ф.И.О., возраст, пол, аллергоанамнез (аллергии, непереносимость препаратов), перенесенные заболевания, биометрию (отпечатки пальцев, рисунок сетчатки глаза), иммунный статус и др. Электронный паспорт здоровья обеспечивает долговременное хранение информации о здоровье человека из различных источников.
- Наталья Ибрагимовна, как обстоят дела с введением информационных технологий в Алматинской области?
- В Алматинской области введение информационных технологий в систему здравоохранения началось с 2000 года. Это были разрозненные локальные системы, но они дали возможность сфере медицинской статистики оперативно получать достоверные данные от медицинских организаций. С 2010 года с введением Единой национальной системы здравоохранения ранее используемые локальные системы постепенно заменялись на современные web-технологии как уровня стационара, так и поликлиники.
- Сколько систем функционирует в настоящее время?
- На сегодняшний день успешно внедрены и функционируют 22 информационные системы. В медицинских учреждениях они используются с целью автоматизации медицинской информации, обработки статистических данных, а также предназначены для сбора и учета оказанных медицинских услуг и формирования финансовых документов. В свою очередь информационные технологии дали возможность организаторам здравоохранения проводить наиболее полноценный анализ деятельности медицинских организаций на разных уровнях, более оперативно принимать те или иные управленческие решения.
- Какие технологии уже внедрены на сегодняшний день?
- В ряде медицинских учреждений используются современные IT-технологии, цифровое медицинское оборудование как на стационарном, так и на поликлиническом уровне. Также в области функционирует телемедицинский центр, который базируется в областной больнице Талдыкоргана, а видеоконсультации для сложных больных имеют возможность проводить 13 районов области (Алакольский, Балхашский, Енбекшиказахский, Ескельдинский, Жамбыльский, Коксуский, Карасайский, Каратальский, Кербулакский, Панфиловский, Сарканский, Райымбекский, Уйгурский), где установлено телемедицинское оборудование. За год проводится в среднем 1030 видеоконсультаций.
- Достаточно ли оснащены компьютерной техникой поликлиники, больницы, амбулатории и ФАПы?
- На сегодняшний день оснащенность медицинских учреждений компьютерной техникой составила 90%. В плане к концу 2018 года довести оснащенность до 100%, а в дальнейшем с 2019 года планируется поэтапное обновление компьютерного парка. Обеспечение доступа к сети Интернет на уровне областных и районных больниц составляет 100%, врачебных амбулаторий - 92%, фельдшерско-акушерских пунктов - 32%, медицинских пунктов - всего на 14%. Средний процент доступа к сети интернет в организациях здравоохранения области составил 86%.
- Успех еще зависит и от владения техникой медицинскими работниками?
- Медицинский персонал области владеет компьютерной грамотностью. Для специалистов созданы автоматизированные рабочие места, а наш центр своевременно обучает медицинских работников, как использовать программные продукты министерства.
- Принимают ли участие в реализации программы частные информационные системы? Или предпочтения отданы только государственным?
- На сегодняшний день министерством установлены требования и стандарты, в соответствии которыми, организована и внедрена процедура сертификации различных программных продуктов на предмет соответствия требованиям электронного здравоохранения для доступа на рынок информационно-коммуникационных технологий в области здравоохранения. В связи с этим, в области наряду с информационными системами министерства функционируют и сторонние (частные) информационные системы. Таким образом, 35 медицинских организаций области применяют медико-информационную систему «Жетысу» (разработчик ТОО «Центр автоматизации Жетысу», г.Талдыкорган). Цель данной системы - автоматизация внутренних процессов медицинской организации. Данная система интегрирована с большинством имеющихся информационных порталов министерства и дала возможность ряду медицинских учреждений формировать электронную амбулаторную карту, электронную историю болезни пациента.
Также на городской станции скорой и неотложной медицинской помощи с 2017 года осуществлено пилотное внедрение информационной системы «Кµмек 103» (разработчик ТОО «IT SPACE», Алматы), пилот определен в городе Талдыкоргане, Алакольском и Жамбылском районах. Цель данной информационной системы - автоматизация вызовов и регистрации оказанных услуг «скорой помощи», сокращение времени доезда к больным, что приведет к повышению качества и оперативности оказанных услуг.
- С увеличением числа людей, использующих смартфоны и мобильные устройства, получило развитие и мобильное здравоохранение…
- Безусловно, оно является самым быстрорастущим сегментом здравоохранения на основе цифровизации. Мобильные технологии предлагают широкий спектр способов, с помощью которых пациенты могут взаимодействовать с врачами удаленно. Например, в прошлом году в талдыкорганской городской поликлинике №2 и Илийской ЦРБ осуществлено пилотное внедрение (ТОО «Vening» - разработчик г.Караганда) мобильного приложения «SOS» и «Дородовой патронаж» беременных.