О радио – с любовью
Недавно в Казахстане вышел указ, утвердивший 1 октября Днем Радио в Казахстане. Указ приурочен в том числе к 100-летнему юбилею Казахского радио.
Это внимание к тем, кто доносит до нас, слушателей, посредством микрофона интересную и полезную информацию Для многих радиоведущий – это голос, который хочется слушать и слушать... А для людей незрячих, тех, что познают мир, опираясь только на слух, радио – чуть ли не единственный источник информации. Сегодня я познакомлю наших читателей со своим давним знакомым, который более 20-ти лет посвятил себя работе на радио.
Нашего героя зовут Степан Патрашков. Он родился в России, а затем переехал на родину матери в Казахстан. Учился в Алматы в интернате для слепых и слабовидящих детей № 4 имени Островского. Окончил музыкальную школу при интернате. Уже будучи подростком поставил цель, мечтая стать радиоведущим изнал что буду радиоведущим.
- Расскажите о своих наставниках
- Я заканчивал различные курсы как и технические, так и известных деятелей. Хотел бы выделить Юрия Гравина, Заслуженного деятеля культуры РК. Никто так не расскажет про казахскую музыку, как он! Я считаю его своим учителем и мотиватором. Став известным ведущим я сам начал преподавать курсы и вести авторские лекции. Школа Ведущих дала возможность стать еще на одну ступень выше.
- Что Вас интересовало прежде всего?
- История музыки, история создания радио, первых изобретателей, как выходили первые напрямую радиоприемники и как они устроены. Все перечисленное имеет прямое отношение к работе ведушего.
- Кто вдохновлял Вас в выборе профессии радиоведущего?
- Мой виртуальный наставник - Сева Новгородцев, русская служба ВВС. Надеюсь, что когда-нибудь мы с ним обязательно встретимся. Из казахстанских: братья Сохненко, Наиль Шаяхметов, Александр Череченко.
Большое влияние на меня оказал Наиль. Меня вдохновили люди, которые работали на радио еще в советское время. Алматинские ведущие на республиканском радио, как и на коммерческих каналалах. Воодушевляло то, как они любят музыку и в буквальном смысле фанатеют от нее. Это и такие известные ведущие, как Константин Иванов, Евгений Бачков, с которыми я крепко подружился в дальнейшем. В школьные годы они были моими кумирами.
- И как Вы подготавливаете себя к эфиру?
- Подготовка проходит банально, как у всех. Последние годы вел музыкальные новости и знал, что творится в музыкальной индустрии, читал и учил тексты наизусть. Если посадить меня сейчас в эфир, то как таковой подготовки не требуется. Возьму любой смартфон, подключу бы к нему дисплей, распознающий шрифт Брайля и прочту. (Специальный шрифт для незрячих людей – примечание автора).
- На каких радиостанциях вы успели поработать на протяжении всех этих долгих лет?
- 1996 год – радио «Юмокс», город Шымкент. 97 год - радио «Азия-ностальджи». 1998 год по 2011 год «Қазақ радиосы». За эти 13 лет я еще успевал одновременно по контракту трудиться на нескольких радиостанциях. Радио «Алматы»(сейчас «Шалқар»), «Авторадио». В Астане поработал на радио «РДВ» (радио для взрослых). «Наше Радио», «радио NS» и «TENGRI FM».
- И какие моменты вам запомнились?
- Моментов много, все и не вспомнишь. Разные слушатели и казусные эпизоды. Самые счастливые минуты – это когда ко мне приходили на интервью те музыканты, от которых я был восторге, был ими вдохновлен когда-то давно, это наши казахстанские так и российские музыканты.
- И с кем из них хорошо знакомы?
- Саиль Татубаев, Насыр Кульсаиров, Жанна Серкебаева. Из российских- Олег Митяев, Вадим Егоров, Александр Мерзаян. Со многими делал авторские программы. Всех сейчас и не вспомнить. Я дружил с Батыром Шукеновым, но, к сожалению, не успел взять у него интервью. Хороший был человек. Мои друзья - группа «Джисис», Мурат Хусаинов, а из российских - группы «Пилот», «Би-2» и «Ария».
- Несмотря на отсутствие зрения, как вы находите гостей для эфира или нужную информацию? Помогали ли вам коллеги по цеху?
- Безусловно, коллеги помогали. Ходили на мероприятия и знакомили меня с нужными людьми. После я уже сам передвигался и посещал концерты или презентации и брал интервью. Гостей студии я выискивал без проблем, так как я нахожусь в постоянном поиске.
-Хотелось бы вам продолжить и вернуться в радиоэфир? - Несомненно, я хотел бы вернуться, но только в том случае, если бы мне дали свободу творчества (ну, и соответствующую заработную плату). Желательно, чтобы ценили мой багаж знаний и большой стаж.
- Так что мешает вам это сделать?
А мне ничего не мешает, просто сейчас радио не то, что раньше. Ведущих как таковых нет, не побоюсь этого слова. Нынешние ведущие читают смс от котиков и зайчиков или о погоде. И еще о пробках на дорогах, но это минус ведущему. Я, вообще считаю, что радио угасает, ведь сейчас люди воспринимают глазами. Им нужен зрительский контент.
- Так все-таки, имея такой немалый стаж за плечами, расскажите о плюсах и минусах профессии?
- Плюсы: если ты любишь музыку и журналистику и этим живешь. Я музыкальный журналист, и в других направлениях не работал. И своим слушателям рассказывал об стилях музыки, о жанрах, о композиторах и музыкантах.
Минусы: много не заработаешь. Когда ты публичный человек в свой адрес можно услышать и похвалу, и лесть. Похвала – это хорошо. Если ты ее заслужил! Вот лесть - это ложное признание и она, несомненно, влечет за собой зависть, недовольства, оскорбления в эфире. Вроде, тебя слушают, хотя могут в любой момент переключится на другую волну. Но нет, им охота, чтобы ты стал объектом его недовольством и комментировать твой голос. Вроде не физический труд, а приходишь домой разбитый от плохой энергетики. Нюансов много. Самое главное: любить и с душой относиться к выбранной профессии.
- Хотелось бы завершить нашу статью пожеланиями и напутствием молодым радиоведущим.
- Вы устроились на радио, чтобы обрести там славу, деньги? Нет, не за этим нужно туда идти! Идти в профессию надо, если есть моральный настрой, желание гореть, и доносить до слушателей с эфира что-то светлое, доброе. Идти с позитивным настроем и стремлением зарядить слушателя.
И самая главная заповедь: сел за микрофон – оставь плохое настроение за дверью!
Карлыгаш Бекенова.