Понедельник, 25 Ноября 2024

Завтра отцу казахской мультипликации Амену Хайдарову исполнится 100 лет со дня рождения

Завтра отцу казахской мультипликации Амену Хайдарову исполнится 100 лет со дня рождения

Все крупные явления в искусстве связаны с именами конкретных личностей. Казахской мультипликации в этом смыс­ле повезло: у нас нашелся человек, который был одержим этой идеей.

Родился Амен Хайдаров 3 июня 1923 года в ауле Жинишке Нуринского района Карагандинской области. В 1941 году со школьной скамьи добровольно ушел на фронт. Служил радистом на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Первом Украинском фронтах. В 1943 году под Киевом был тяжело ранен осколком мины, перенес несколько операций.

Рисованием увлекался с детства, война только укрепила это влечение.

«Даже не знаю почему, но там у меня родилось какое-то вдохновение, которое до сих пор не угас­ло… До сих пор помню: лежу я в окопе, рядом товарищ. Небо было солнечным и ясным. Смотрю на облака и вижу: наши летят. Такая красота… У меня был блокнот, я его достал и тут же начал рисовать маленьким карандашом запомнившуюся картину. Кстати, именно в тот момент пролетавший самолет мне напомнил ласточку, меня это зацепило», – вспоминал Амен Абжанович.

В 1950 году фронтовик окончил Алма-Атинское художественное училище. Работал плакатистом, карикатуристом, графиком и сотрудником журналов «Ара-Шмель», «Казақстан әйелдері». На очное отделение мультипликации ВГИКа поступил, когда ему было уже 35 лет. После его окончания в 1965 году получил направление на киностудию «Казахфильм».

Известный советский режиссер, постановщик фильма «Мать» Всеволод Пудовкин сказал о своем учителе Льве Кулешове: «Если мы делаем кино, то Кулешов сделал кинематографию». Перефразируя эти слова, об Амене Хайдарове можно сказать то же самое: он сделал казахскую мультипликацию.

Историк казахской мультипликации, киновед Бауыржан Ногербек утверждал, что все казах­станские мультипликаторы – и здравствующие, и уже ушедшие – ученики Амена Хайдарова. Амен-агай ходил на все экзамены в Алма-Атинском художественном училище и лучших выпускников переманивал в мультипликацию, добиваясь в дальнейшем, чтобы они продолжили учебу во ВГИКе.

В 70-е годы казахская мультипликация благодаря ему стала заметным явлением не только у себя на родине, но и в Союзе. В Казахстан приезжали учиться ремеслу мультипликации представители всех республик Центральной Азии. Здесь родилась алтайская мультипликация Тамары Мукановой, здесь увидел свет первый кыргызский мульт­фильм.

Мэтр почти до последнего свое­го часа продолжал готовить аниматоров в Национальной академии искусств им. Т. Жургенова. Ему было уже 86, когда он вместе с учениками создал картину «Құйыршық» – «Хвос­тик». Самая же первая картина не только Амена Хайдарова, но и вообще казахской мультипликации – «Почему у ласточки хвост рожками», созданная в 1966 году, произвела фурор. На Всесоюзном кинофестивале она получила второй приз, на фестивале мульт­фильмов в Нью-Йорке – «Бронзовый Праксиноскоп». Фильм был куплен 48 странами, имел хороший прокат.

Первый международный симпозиум мультипликаторов стран Азии, Африки и Латинской Америки, который состоялся в Алма-Ате в 1976 году, явился знаком общественного признания казахской мультипликации, поэтому кинематографистам, работающим в других жанрах кино, тоже было интересно проявить себя в этом виде искусства. Тем более что для многих из них мультипликация в годы суровой идеологической цензуры стала и отдушиной, и своего рода оази­сом для творческих исканий и экспериментов.

В объединении «Казахмульт­фильм» работали в те годы не только мультипликаторы, но и режиссеры игрового и документального кино: Булат Омаров, Серик Райбаев, оператор Ораз Рымжанов… Их всех сюда, по словам Бауыржана Ногербека, работавшего в ту пору главным редактором «Казахмультфильма», притягивало то, что мультипликация никак не была связана с идеологией.

В 1978 году группа мультипликаторов была удостоена премии Ленинского комсомола Казах­стана. Отец же веселой и оптимис­тичной казахской мультипликации, внешне медлительный и меланхоличный Амен Хайдаров за серию замечательных картин, сценарий к большинству которых он написал сам, – «Ақсақ құлан», «Құйыршық»», «Ходжа Насреддин – строитель», «40 небылиц» – был удостоен в 1980 году Госпремии Казахской ССР.

«А зачем нужны вообще мульт­фильмы?» – спросит наверняка пристрастный читатель. Бауыр­жан Ногербек, много лет занимавшийся исследованием творческой лаборатории казахской мультипликации, отвечая на этот вопрос, говорил:

– Когда-то известный советский мультипликатор Федор Савельевич Хитрук сказал, что «обаяние мультпликации в том, что это кратчайший путь от образа к мысли и чувству». Поэтому она интересна и взрослым, и детям. Для первых это и способ отвлечься от реальных проблем, и снятие стресса, и сладкая нос­тальгия по детству. Когда же ребенок смотрит мультфильм, он, помимо ярких красок, видит поступки экранных героев, слышит их речь. Анализируя все это, он осмысливает и приобщается к нормам человеческой жизни, национальным обычаям и традициям. Словом, ребенок получает при помощи народных сказок, легенд и притч, на материале которых построены сюжеты мультфильмов, нравственно-этическое и художественное воспитание, а самое главное, это наивернейший способ противостоять экспансии массовой культуры, приводящей к обеднению искусства и стиранию национальных особенностей.

Киновед считал, что секрет огромного успеха нашего первого мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками» Амена Хайдарова заключался не только в захватывающем сюжете, но еще и в его народности, связи с национальными фольклором, изобразительным искусством и музыкой. Так, музыкальная тема Ласточки, носительницы Добра, исполняется в картине на домбре – любимом инструменте казахов, а изобразительная плас­тика фильма – через казахский ковровый орнамент. Второй рисованный казахский мультфильм Амена Хайдарова «Ақсақ құлан», сюжетом для которого послужила эпическая легенда «Хромой кулан и Жошы-хан», также основывается на фольклорных мотивах. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической гибели его любимого сына Жошы. И только прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду. Разгневанный Сот­рясатель Вселенной, помня о своей угрозе влить свинец в горло черного вестника, велел казнить домбру. Говорят, с тех пор на верхней деке домбры и осталось отверстие – след расплавленного свинца…

Завтра, 3 июня, на киностудии «Казахфильм» состоится премьера анимационной картины «Дерево Амена Хайдарова», снятого режиссером Жанадилом Байдарбековым. Она рассказывает о том, как создавался первый казахский мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками». Режиссер анимационного кино Тамара Муканова, много лет проработавшая рядом с Аменом Хайдаровым, вместе с культурологом Зирой Наурызбай является автором сценария ленты, написанного на основе книги киноведа Бауыржана Ногербека «Когда оживают сказки».

– Амен-ага был человек идеи, – рассказывает ветеран казахской анимации. – Люди рождаются с разной целью, многие – чтобы просто жить, а он пришел в этот мир, чтобы создать казахскую анимацию. До последней минуты работал как одержимый. У него была одна цель – вырас­тить плеяду отечественных аниматоров. Так и говорил: одно дерево – не лес, одна ласточка не делает весны.

И так уж получилось, что благодаря Амену-ага на дереве казахской анимации растет и алтайская веточка. Дело в том, что когда я вышла замуж за одного из первых его учеников, аниматора Флобера Муканова, тоже захотела работать в анимации. Амен-ага поначалу не захотел брать меня к себе на работу, не было мест в штате. Но при этом спросил, почему решила покинуть театр (до замужества и переезда в Алма-Ату я работала режиссером-постановщиком Алтайского те­атра). Ответила, что очень люблю мультфильмы, они меня просто завораживают. Диснеевскую картину «Бэмби», которую смотрела дошкольницей, до сих пор помню от кадра до кадра. Уходя, я сказала, что сог­ласна остаться в цехе мультипликации даже в качестве мышки. Нюхала бы ночью краски, шелес­тела пергаментной бумагой, рассматривая рисунки-кад­ры. И он, этот невозмутимый человек, только что сказавший свое категоричное, прямо-таки не терпящее возражений «нет», заинтересованно поднял голову. «А знаешь что? – сказал он. – Давай приходи месяца через два, я что-нибудь попробую придумать». Это было в январе 1975 года, а 12 марта пришло письмо на мой адрес: «Вы приняты на работу». Дело в том, что когда я приходила первый раз, то «забыла» у него на столе документы. С тех пор и тружусь в цехе анимации киностудии «Казахфильм».

Вместе мы плотно работали в течение 10 лет, пока он не ушел преподавать в Алма-Атинское художественное училище, где наб­рал группу будущих художников-мультипликаторов.

Систематичный, требовательный, щепетильный, нотации при этом он не читал никогда, но от его взгляда мы трепетали. Бывают же такие люди, которые, не сказав даже слова, заставляют слушать и слышать себя. Наверное, прирожденные лидеры такими и должны быть – не выпячивающие себя и умеющие прятать свое самолюбие, чтобы вести за собой других.

Патриотом он был до мозга костей. Есть такая книга «Амен Хайдар. Бiздiң замандастар» с воспоминаниями о нем современников. В ней в числе других опубликована и статья режиссера-документалиста Асии Байгожиной, которая сняла о нем картину. Так вот, в той статье она приводит его слова о том, что именно анимация формирует образ мыслей подрастающего поколения. «Она, – говорил Амен Хайдаров, – есть и идеология, и искусство. Это наш дух, если этого нет, то грош нам цена как государству и народу».

Этой своей идее – вырастить мощное древо казахской анимации – он подчинил и свою семью тоже. Валентина Константиновна Хайдарова, его жена, приходя на работу с кастрюлями в тот период, когда шла работа над «Ласточкой», говорила молодым мультипликаторам, уставшим от требовательности шефа: «Потерпите. Еще немного, и вы все станете знаменитостями». Так и случилось.

…Сейчас многое поменялось, на помощь пришли компьютеры, но работа мультипликатора от этого не стала менее легкой. Да, скорость создания рисунков поменялась – она ушла вперед, но работа по поиску персонажей и их оживлению остается прежней, то есть трудоемкой.

– В развитие казахской кинематографии многие люди внесли не меньший вклад, чем Амен Хайдаров, но именно у него были ярко выраженные лидерские качества, – говорит его ученик, один из первых профессиональных аниматоров Казахстана Жакен Даненов. – Поставив цель – открыть цех мультипликации, он сумел с помощью тех людей, которые стояли тогда у руководства казахского кинематографа (Камала Смаилова, в частности), организовать на «Казахфильме» анимационное производство. Это было непросто сделать. Раньше ведь все решалось централизованно, а Госкино СССР не особо было заинтересовано в мультипликации в союзных республиках.

Наш первый мультфильм поя­вился благодаря фильму «Қыз Жібек»: из бюджета картины выделили небольшую сумму на мультипликацию. Амен Хайдаров организовал группу, снял картину «Почему у ласточки хвост рожками» и представил ее на суд Госкино СССР. А там уже прослышали, что на «Казахфильме» происходит что-то интересное. Прислали в Алма-Ату комиссию, в составе которой был и представитель «Союзмультфильма». К счастью или даже, можно сказать, нашему большому везению, им оказался выдающийся аниматор Федор Хитрук, автор трех фильмов о Винни-Пухе. Он дал положительную оценку нашей «Ласточке», сказав, что она снята на достаточно высоком профессиональном уровне. Благодаря той комиссии в бюджет «Казахфильма» стали закладывать деньги для создания в Казахстане одного мультфильма в год, потом их количество подняли до четырех единиц.

Первый казахский мультипликационный фильм оказал столь выдающееся влияние на развитие этого жанра в отечественном кинематографе, что, когда казахская «Ласточка» отмечала свое 50-летие, АО «Казпочта» ввело в обращение блок почтовых марок с изображением кадров из первого казахского мультфильма, а Национальный банк страны выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом в 500 тенге с изображением кадра из этой ленты.

Kazpravda.kz

Другие новости

В Узынагаше прошел  форум матерей

В Узынагаше прошел форум матерей

В Жамбылском районном Доме культуры села Узынагаш...

  22.11.2024   239
Оптимистичная профилактика

Оптимистичная профилактика

На брифинге «Меры по укреплению психического здоро...

  04.11.2024   1364
Алматы облысында 500-ге жуық мемлекеттік ту балкондар мен қоғамдық орындарға ілінеді

Алматы облысында 500-ге жуық мемлекеттік ту балкондар мен қоғамдық орындарға ілінеді

Өңірде Республика күні қарсаңында «Менің елім – ме...

  21.10.2024   2292
Молодежь пишет будущее страны

Молодежь пишет будущее страны

Начался республиканский съезд молодых волонтеров А...

  28.08.2024   6528
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.