Завтра отцу казахской мультипликации Амену Хайдарову исполнится 100 лет со дня рождения
Все крупные явления в искусстве связаны с именами конкретных личностей. Казахской мультипликации в этом смысле повезло: у нас нашелся человек, который был одержим этой идеей.
Родился Амен Хайдаров 3 июня 1923 года в ауле Жинишке Нуринского района Карагандинской области. В 1941 году со школьной скамьи добровольно ушел на фронт. Служил радистом на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Первом Украинском фронтах. В 1943 году под Киевом был тяжело ранен осколком мины, перенес несколько операций.
Рисованием увлекался с детства, война только укрепила это влечение.
«Даже не знаю почему, но там у меня родилось какое-то вдохновение, которое до сих пор не угасло… До сих пор помню: лежу я в окопе, рядом товарищ. Небо было солнечным и ясным. Смотрю на облака и вижу: наши летят. Такая красота… У меня был блокнот, я его достал и тут же начал рисовать маленьким карандашом запомнившуюся картину. Кстати, именно в тот момент пролетавший самолет мне напомнил ласточку, меня это зацепило», – вспоминал Амен Абжанович.
В 1950 году фронтовик окончил Алма-Атинское художественное училище. Работал плакатистом, карикатуристом, графиком и сотрудником журналов «Ара-Шмель», «Казақстан әйелдері». На очное отделение мультипликации ВГИКа поступил, когда ему было уже 35 лет. После его окончания в 1965 году получил направление на киностудию «Казахфильм».
Известный советский режиссер, постановщик фильма «Мать» Всеволод Пудовкин сказал о своем учителе Льве Кулешове: «Если мы делаем кино, то Кулешов сделал кинематографию». Перефразируя эти слова, об Амене Хайдарове можно сказать то же самое: он сделал казахскую мультипликацию.
Историк казахской мультипликации, киновед Бауыржан Ногербек утверждал, что все казахстанские мультипликаторы – и здравствующие, и уже ушедшие – ученики Амена Хайдарова. Амен-агай ходил на все экзамены в Алма-Атинском художественном училище и лучших выпускников переманивал в мультипликацию, добиваясь в дальнейшем, чтобы они продолжили учебу во ВГИКе.
В 70-е годы казахская мультипликация благодаря ему стала заметным явлением не только у себя на родине, но и в Союзе. В Казахстан приезжали учиться ремеслу мультипликации представители всех республик Центральной Азии. Здесь родилась алтайская мультипликация Тамары Мукановой, здесь увидел свет первый кыргызский мультфильм.
Мэтр почти до последнего своего часа продолжал готовить аниматоров в Национальной академии искусств им. Т. Жургенова. Ему было уже 86, когда он вместе с учениками создал картину «Құйыршық» – «Хвостик». Самая же первая картина не только Амена Хайдарова, но и вообще казахской мультипликации – «Почему у ласточки хвост рожками», созданная в 1966 году, произвела фурор. На Всесоюзном кинофестивале она получила второй приз, на фестивале мультфильмов в Нью-Йорке – «Бронзовый Праксиноскоп». Фильм был куплен 48 странами, имел хороший прокат.
Первый международный симпозиум мультипликаторов стран Азии, Африки и Латинской Америки, который состоялся в Алма-Ате в 1976 году, явился знаком общественного признания казахской мультипликации, поэтому кинематографистам, работающим в других жанрах кино, тоже было интересно проявить себя в этом виде искусства. Тем более что для многих из них мультипликация в годы суровой идеологической цензуры стала и отдушиной, и своего рода оазисом для творческих исканий и экспериментов.
В объединении «Казахмультфильм» работали в те годы не только мультипликаторы, но и режиссеры игрового и документального кино: Булат Омаров, Серик Райбаев, оператор Ораз Рымжанов… Их всех сюда, по словам Бауыржана Ногербека, работавшего в ту пору главным редактором «Казахмультфильма», притягивало то, что мультипликация никак не была связана с идеологией.
В 1978 году группа мультипликаторов была удостоена премии Ленинского комсомола Казахстана. Отец же веселой и оптимистичной казахской мультипликации, внешне медлительный и меланхоличный Амен Хайдаров за серию замечательных картин, сценарий к большинству которых он написал сам, – «Ақсақ құлан», «Құйыршық»», «Ходжа Насреддин – строитель», «40 небылиц» – был удостоен в 1980 году Госпремии Казахской ССР.
«А зачем нужны вообще мультфильмы?» – спросит наверняка пристрастный читатель. Бауыржан Ногербек, много лет занимавшийся исследованием творческой лаборатории казахской мультипликации, отвечая на этот вопрос, говорил:
– Когда-то известный советский мультипликатор Федор Савельевич Хитрук сказал, что «обаяние мультпликации в том, что это кратчайший путь от образа к мысли и чувству». Поэтому она интересна и взрослым, и детям. Для первых это и способ отвлечься от реальных проблем, и снятие стресса, и сладкая ностальгия по детству. Когда же ребенок смотрит мультфильм, он, помимо ярких красок, видит поступки экранных героев, слышит их речь. Анализируя все это, он осмысливает и приобщается к нормам человеческой жизни, национальным обычаям и традициям. Словом, ребенок получает при помощи народных сказок, легенд и притч, на материале которых построены сюжеты мультфильмов, нравственно-этическое и художественное воспитание, а самое главное, это наивернейший способ противостоять экспансии массовой культуры, приводящей к обеднению искусства и стиранию национальных особенностей.
Киновед считал, что секрет огромного успеха нашего первого мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками» Амена Хайдарова заключался не только в захватывающем сюжете, но еще и в его народности, связи с национальными фольклором, изобразительным искусством и музыкой. Так, музыкальная тема Ласточки, носительницы Добра, исполняется в картине на домбре – любимом инструменте казахов, а изобразительная пластика фильма – через казахский ковровый орнамент. Второй рисованный казахский мультфильм Амена Хайдарова «Ақсақ құлан», сюжетом для которого послужила эпическая легенда «Хромой кулан и Жошы-хан», также основывается на фольклорных мотивах. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической гибели его любимого сына Жошы. И только прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду. Разгневанный Сотрясатель Вселенной, помня о своей угрозе влить свинец в горло черного вестника, велел казнить домбру. Говорят, с тех пор на верхней деке домбры и осталось отверстие – след расплавленного свинца…
Завтра, 3 июня, на киностудии «Казахфильм» состоится премьера анимационной картины «Дерево Амена Хайдарова», снятого режиссером Жанадилом Байдарбековым. Она рассказывает о том, как создавался первый казахский мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками». Режиссер анимационного кино Тамара Муканова, много лет проработавшая рядом с Аменом Хайдаровым, вместе с культурологом Зирой Наурызбай является автором сценария ленты, написанного на основе книги киноведа Бауыржана Ногербека «Когда оживают сказки».
– Амен-ага был человек идеи, – рассказывает ветеран казахской анимации. – Люди рождаются с разной целью, многие – чтобы просто жить, а он пришел в этот мир, чтобы создать казахскую анимацию. До последней минуты работал как одержимый. У него была одна цель – вырастить плеяду отечественных аниматоров. Так и говорил: одно дерево – не лес, одна ласточка не делает весны.
И так уж получилось, что благодаря Амену-ага на дереве казахской анимации растет и алтайская веточка. Дело в том, что когда я вышла замуж за одного из первых его учеников, аниматора Флобера Муканова, тоже захотела работать в анимации. Амен-ага поначалу не захотел брать меня к себе на работу, не было мест в штате. Но при этом спросил, почему решила покинуть театр (до замужества и переезда в Алма-Ату я работала режиссером-постановщиком Алтайского театра). Ответила, что очень люблю мультфильмы, они меня просто завораживают. Диснеевскую картину «Бэмби», которую смотрела дошкольницей, до сих пор помню от кадра до кадра. Уходя, я сказала, что согласна остаться в цехе мультипликации даже в качестве мышки. Нюхала бы ночью краски, шелестела пергаментной бумагой, рассматривая рисунки-кадры. И он, этот невозмутимый человек, только что сказавший свое категоричное, прямо-таки не терпящее возражений «нет», заинтересованно поднял голову. «А знаешь что? – сказал он. – Давай приходи месяца через два, я что-нибудь попробую придумать». Это было в январе 1975 года, а 12 марта пришло письмо на мой адрес: «Вы приняты на работу». Дело в том, что когда я приходила первый раз, то «забыла» у него на столе документы. С тех пор и тружусь в цехе анимации киностудии «Казахфильм».
Вместе мы плотно работали в течение 10 лет, пока он не ушел преподавать в Алма-Атинское художественное училище, где набрал группу будущих художников-мультипликаторов.
Систематичный, требовательный, щепетильный, нотации при этом он не читал никогда, но от его взгляда мы трепетали. Бывают же такие люди, которые, не сказав даже слова, заставляют слушать и слышать себя. Наверное, прирожденные лидеры такими и должны быть – не выпячивающие себя и умеющие прятать свое самолюбие, чтобы вести за собой других.
Патриотом он был до мозга костей. Есть такая книга «Амен Хайдар. Бiздiң замандастар» с воспоминаниями о нем современников. В ней в числе других опубликована и статья режиссера-документалиста Асии Байгожиной, которая сняла о нем картину. Так вот, в той статье она приводит его слова о том, что именно анимация формирует образ мыслей подрастающего поколения. «Она, – говорил Амен Хайдаров, – есть и идеология, и искусство. Это наш дух, если этого нет, то грош нам цена как государству и народу».
Этой своей идее – вырастить мощное древо казахской анимации – он подчинил и свою семью тоже. Валентина Константиновна Хайдарова, его жена, приходя на работу с кастрюлями в тот период, когда шла работа над «Ласточкой», говорила молодым мультипликаторам, уставшим от требовательности шефа: «Потерпите. Еще немного, и вы все станете знаменитостями». Так и случилось.
…Сейчас многое поменялось, на помощь пришли компьютеры, но работа мультипликатора от этого не стала менее легкой. Да, скорость создания рисунков поменялась – она ушла вперед, но работа по поиску персонажей и их оживлению остается прежней, то есть трудоемкой.
– В развитие казахской кинематографии многие люди внесли не меньший вклад, чем Амен Хайдаров, но именно у него были ярко выраженные лидерские качества, – говорит его ученик, один из первых профессиональных аниматоров Казахстана Жакен Даненов. – Поставив цель – открыть цех мультипликации, он сумел с помощью тех людей, которые стояли тогда у руководства казахского кинематографа (Камала Смаилова, в частности), организовать на «Казахфильме» анимационное производство. Это было непросто сделать. Раньше ведь все решалось централизованно, а Госкино СССР не особо было заинтересовано в мультипликации в союзных республиках.
Наш первый мультфильм появился благодаря фильму «Қыз Жібек»: из бюджета картины выделили небольшую сумму на мультипликацию. Амен Хайдаров организовал группу, снял картину «Почему у ласточки хвост рожками» и представил ее на суд Госкино СССР. А там уже прослышали, что на «Казахфильме» происходит что-то интересное. Прислали в Алма-Ату комиссию, в составе которой был и представитель «Союзмультфильма». К счастью или даже, можно сказать, нашему большому везению, им оказался выдающийся аниматор Федор Хитрук, автор трех фильмов о Винни-Пухе. Он дал положительную оценку нашей «Ласточке», сказав, что она снята на достаточно высоком профессиональном уровне. Благодаря той комиссии в бюджет «Казахфильма» стали закладывать деньги для создания в Казахстане одного мультфильма в год, потом их количество подняли до четырех единиц.
Первый казахский мультипликационный фильм оказал столь выдающееся влияние на развитие этого жанра в отечественном кинематографе, что, когда казахская «Ласточка» отмечала свое 50-летие, АО «Казпочта» ввело в обращение блок почтовых марок с изображением кадров из первого казахского мультфильма, а Национальный банк страны выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом в 500 тенге с изображением кадра из этой ленты.