Четверг, 25 Апреля 2024

Кимешек - великий символ материнства

Кимешек - великий символ материнства

Қазақтану

 Когда я слышу слово «кимешек», всегда вспоминаю трепетные картины  детства, где обязательно присутствовали величественные бабушки-соседки в своих не менее величественных белоснежных головных уборах... Да, я сельская девочка, поэтому не понаслышке  знакома с кимешеком и считаю этот вид национальной одежды   святейшим символом женственности и благородства.

К тому же, я знала с детства точно: где живет хозяйка в кимешеке - всегда достаток, уют и порядок. Статус обязывал... Или особая аура этого древнего женского головного убора: под белоснежный кимешек никогда не наденешь неопрятный камзол или невыстиранное платье... Конечно, в те времена сам общественный строй не особо приветствовал понятия, связанные с национальным: одежду, традиции, обряды, даже великий Наурыз был под запретом. Но наши бабушки и старшие женщины не боялись носить кимешеки и камзолы, не стеснялись слов «байские пережитки» или  «деревенская». А когда в ауле был той, то моих апашек Гаухарию, Зейнехан, Майкебала и Бибижар было не узнать. Одевались во все национальное, поверх высоких кимешеков накидывали ажурные «бортпе» (шали) и отправлялись на торжество. Они-то как раз и являлись ярким символом казахских тоев, их украшениями. 
Прошли годы, эти апашки ушли из жизни и унесли с собой свои кимешеки... Только память живет своей отдельной жизнью, наполняя сердце грустью, когда я вижу эту святыню на головах героинь спектаклей и народных гуляний. Целая эпоха и целый пласт эстетической культуры покинули наши дома вместе с этими женщинами... 
И что самое удивительное – раньше, когда все это было под запретом, наши бабушки с удовольствием носили этот красивый и комфортный во всех отношениях головной убор. Нынче, когда все национальное считается общедоступным, желающих носить кимешеки можно по пальцам пересчитать... Абсурд, да и только! Конечно, модно иметь в гардеробе несколько атрибутов национальной одежды, но носить и пропагандировать это достояние – удел немногих. Почему? Не могу до сих пор найти на этот вопрос ответа. 
Киім пірі - кимешек
История появления этого вида головного убора достаточно изучена учеными-этнографами и с точки зрения эстетики, и с точки зрения медицины. Поэтому не буду забивать ваши головы насыщенной информацией. Для меня важно одно то, что это женское покрывало - высокий символ материнства! А кто не любит и не уважает свою маму - хранительницу очага, источник великой любви и продолжения человеческого рода?! Видно, не зря у казахов столько крылатых выражений, связанных с кимешеком: «киім пірі - кимешек», «аќ жаулыќ - таптырмас байлыќ» и т.д. У казахов до сих пор живет обычай – даже в безумном гневе человек не имел права наступать и переступать головной убор женщины. Благодаря этой гуманной традиции матерям удавалось останавливать кровополитие и междусобицы...
И чем же все-таки ценен этот атрибут женского костюма? В чем его преимущества?
Коротко остановлюсь на них и выскажу свою точку зрения.
Существует три фактора функциональности этого головного убора:
Первое – защитный: защищает от жары и холода;
Второе – гигиена: позволяет соблюдать чистоту во время бытовых работ и приготовления пищи;
Третье - этико-эстетическое: при кормлении ребенка позволяет прикрывать грудь, не обнажает потаенные части тела, тем самым придавая женщине ауру недоступности и чистоты, к тому же, белый цвет особо оттеняет черты лица, освежая и облагораживая его.
Одевая кимешек, женщина подчеркивала и свой социальный статус, и возраст. И поэтому, наверное, этот головной убор разрешалось носить только тогда, когда женщина становилась матерью. А на широких просторах Великой Степи по фасонам кимешеков и по вышивке вставок могли определить и географическое месторасположение жвенщины, и ее принадлежность к тому или иному роду... Кстати,  поверх кимешека всегда повязывался белый жаулык – широкое покрывало. Вернее, этот платок был неотьемлемой частью головного убора. Конечно, фасоны  разнились, но суть оставалась незыблемой: кимешек всегда считался святыней и отношение к нему во все времена было трепетно-уважительным.
 

Жанар РАХИПОВА, 
режиссер телевидения и кино.

Другие новости

Национальные ценности – основа воспитания

Национальные ценности – основа воспитания

Масштабное мероприятие на тему «Ұлттық құнды...

  24.04.2024   91
Многовековое наследие культуры

Многовековое наследие культуры

Историко-культурное наследие во многом формирует м...

  15.04.2024   418
Магия древнего ремесла

Магия древнего ремесла

Знаток казахской музыки, композитор и музыковед Ах...

  05.04.2024   711
Кисти, меняющие художественный мир

Кисти, меняющие художественный мир

Ахмет Ахат родился 4 апреля в 1954 году в КНР (г....

  05.04.2024   712
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.