Если бы стены заговорили...
Галину Терентьевну Белькову по праву можно считать старожилом села Байсерке, так как она родилась, выросла и училась в этих краях, поблизости от Алма-Аты. Вся трудовая, комсомольская и общественная жизнь прошла у нее тут, и кому как не ей, лучше других знать – где кто жил, кем работал, куда переехал, где что происходило. Человек, проживший 7 десятков лет, может рассказать многое.
По моей просьбе мы проехали с ней по главным улицам на ее стареньком «Субару» (20 лет водительского стажа), и на время Галина Терентьевна стала экскурсоводом. Ее комментарии переносили меня в прошлое на десятки лет, и было интересно окунуться в эту удивительную историю села. По ней можно проследить эволюцию края если не за много веков, то за 100 лет однозначно.
Главная транзитная и загруженная транспортом улица Аркабаева в советское время носила имя Владимира Ленина, а еще раньше – Иосифа Сталина. Так и село раньше именовалось Димитриевка, по имени святого великомученика Димитрия (именно с тремя «и») Солунского (первая молельная изба православных, кстати, до сих пор в селе сохранилась, и там сегодня живут обычные люди). До этого данное место заселили казаки и именовали его Голопуповка. Одно из предположений значения этого слова - голое место, возвышенность. (Если кто-то из читателей знает другой смысл названия, напишите нам).
Первые дома, появившиеся на берегу речки Алматинки, были построены из местного материала - глинобитного самана, по площади очень маленькие – не более 30-40 квадратных метров. Они сохранились в Байсерке, и я видел их собственными глазами. Часть из них, конечно же, обветшала, где-то обрушилась из-за погодных условий, отсутствия ухода, без проживания человека. А где-то такие домики просто переделывались, обрастали пристройками и теряли первоначальный вид. Но есть обязательная черта – вначале эти домики были покрыты соломой, а с появлением шифера перекрывались. Но то, что этим домам более ста лет, можно говорить точно, и появились они до и после революции.
Как рассказывает Галина Терентьевна, она помнит фамилии первых семиреченских казаков: Дроботовы, Загреба, Денегины, Никулины, Подолины, Рыбак, Кудряшовы, Плужниковы, Герасименко, Цыплаковы, Гринько. Потомки некоторых из них до сих пор живут в Байсерке и районе. Как говорит Галина Терентьевна, ее мама Валентина Белозерцева тоже родилась тут, в Димитриевке, в 1925 году. А дед Галины Терентьевны - Иван и его отец (прадед) появились здесь в 1900 годах.
В 1937-1939 годы и в начале Великой Отечественной войны стали появляться в этих краях представители репрессированных народов: греки Петр и Николай Таксопуло, Каракасиди, еврей Струц, поляки Савицкие, Рудковские, Рациевские, немцы Блашке, Нейцель, Гауф, чеченцы Байдаровы и Леймоевы, семьи курдов, турок и другие. С 1920-х годов здесь жила семья казахов Ибраевых.
С укреплением в крае советской власти и победы коллективной собственности появилась первая сельхозартель «Красный путиловец», затем с объединением по округе небольших сел - отделений – организовался колхоз «40 лет Казахской ССР» (после распада СССР переименованный в колхоз «40 лет Казахстана»). В то время стали строиться новые здания, преимущественно из деревянного каркаса с камышовыми матами, с цементной штукатуркой.
Галина Терентьевна помнит, что в детстве по округе было много зарослей камыша, в сторону нынешнего Жетыгена, и дети со взрослыми ездили на его заготовку.
Построены были сельская 10-летняя школа (часть здания сохранилась возле нынешней мечети), сельская больница (возле новой амбулатории), почтовый узел связи (ныне здесь адвокатская контора) и другие объекты.
Примерно в 70-х годах стали строить дома из местного красного кирпича, так как он был доступным в цене и долговечным. С приходом рынка выбор строительных материалов увеличился и, конечно, никаких ограничений по площади жилья сегодня нет.
Ну и то, что в селе есть вековые дома, я убедился после встречи с другим старожилом – Алдабергеном Баекеевым (все его зовут Алексеем), проживающим на улице Набережной. В советские времена он работал в колхозе водителем, его «Газ-53» до сих пор на ходу и выручает местное население в доставке угля, дров, сыпучих стройматериалов. Мой собеседник говорит: «Этому дому точно более 100 лет и он до сих пор служит нам и еще простоит. Сюда в 50-х годах переехали мои родители с Актюбинска. В этом доме жила семья выселенных с Кавказа чеченцев. Тут были еще их мазанка, дувалы, фруктовый сад. До чеченцев жили, видимо, казаки. Дом был с соломенной крышей, потом я перекрыл ее шифером. Фундамент был просто из горных камней, я расширил его и укрепил цементным раствором. А саманные стены обшил дополнительно сеткой рабицей и забросал цементной «шубой». Жилье получилось снаружи прочным, а внутри - теплым зимой и прохладным – летом. В холода 1,5 ведра угля засыпешь в печку – и жара на целый день. Тут живет один из моих сыновей».
О старожилах и домах, зданиях со своей историей можно еще писать долго, но об этом мы расскажем позже.
Рамазан Елешев, Илийский район