Мастер сохраняет древнее искусство
Житель Кендалинского сельского округа Талгарского района Мукан Байбосынов занимается уникальным искусством изготовления камчи. Его репутация мастера разнеслась по всему району.
Вдохновил нашего героя заняться любимым делом его отец Әбдақің, который был предан своему ремеслу. Выросший в животноводческом селе Какпак Нарынкольского района, где родители были скотоводами, Мукан ага с детства им помогал по хозяйству. К десяти годам он уже спокойно седлал коня и ездил верхом, отличая настоящего скакуна из табуна. Пасти скот стало для него привычным делом.
В свободное время его отец занимался изготовлением камчи, седел и другой утвари. Маленький Мукан с любопытством наблюдал за работой, впитывая все тонкости мастерства. Повзрослев, он окончил школу и, как многие юноши тогда, выбрал профессию шофера, проработав водителем почти 40 лет в родном овцеводческом совхозе. В 20 лет женился и создал семью. Однако между работой и домом не забывал о своем наследном ремесле, мастеря, когда выдавалось время и желание.
В 1995 году он возвращается к старинному искусству. Тогда таких мастеров-уста было немного, они были «штучными»,делая то, что под силу немногим. Переехав в 2016 году в село Байтерек Кендалинского сельского округа, полностью посвящает себя этому ремеслу.
- Заблуждается тот, кто думает, что дело это простое. Это далеко не так! Работать с кожей меня научил отец. Камча, торсык (сосуд для кумыса), ремни -у каждого изделия есть свои тонкости и секреты при создании, - говорит мастер.
Он с таким энтузиазмом рассказывает о нюансах работы, что становится ясно: в каждое изделие вложена частичка его души.
Что такое камча? Короткий кнут с рукоятью до 40 см и плетеной частью из сыромятной кожи длиной 50-60 см. Эстетичный вид придают разнообразные плетения и украшения кисточками, бахромой. В древности камча была обязательным атрибутом каждого казаха-всадника, но не использовалась для управления лошадью. Считалось недопустимым бить ею коня, землю, юрту, женщин и детей. Однако в конных играх «Қыз қуу» («Догони девушку») девушкам разрешалось отбиваться камчой от преследователей - эта традиция сохранилась и сегодня.
По словам Мукана ага, камча - священный предмет с глубоким сакральным смыслом, символ мужского начала, воина-батыра. Ее изготовление занимает два дня: первый посвящен подготовке материалов, второй - сборке. Используется сыромятная бычья кожа, а для рукояти - тобылғы (спирея), кустарник с прочной древесиной, растущий у водоемов. Для украшения применяют рог, кость, серебро.
- Тобылғы - кустарник багрового цвета, который, по древним поверьям, отпугивает злых духов. Поэтому упоминания о нем есть в казахских сказках и мифах. И поэтому камча должна висеть в каждом доме как оберег, в том числе от недобрых людей, - считает мастер. - Наши предки верили, что камча наделена силой. Если положить ее под подушку ребенка, она отгонит все плохое.
Раньше переговоры начинались только после того, как на землю бросали камчу. А по тому, как ее держали, судили о намерениях гостя: плеть свободно свисает- пришел с недобрыми мыслями; сложена и конец в руке - с миром.
Кожа для изготовления камчи закупается на рынке, затем режется на полоски нужного размера. Самая кропотливая работа - оплести деревянную рукоять. После этого наступает время украшений.
Супруга мастера Жумахан - тоже рукодельница: шьет корпе, тапочки. Внук Бекжан не отходит от дедушки, прося научить древнему ремеслу. Дедушка с сожалением отмечает, что сыновья не унаследовали искусство предков - они выбрали другие пути.
С любимой женой он вырастил пятерых детей, и сейчас у них 14 внуков. В планах Мукана уста - расширить производство, открыть мастерскую и набрать учеников. Пока он работает по заказам, иногда делает подарки на казахские торжества, такие как сүндет той. По его словам, сегодня камча забыта и используется лишь как декоративный элемент.
- У казахов есть поговорка: «Красота жизни - в изящном седле, красивой камче и нарядной одежде». Хотелось, чтобы эти слова помнили и современники, - говорит Мукан Байбосынов.
Фатима ЕРЖАНОВА, Талгарский район