Чудный мир желаний и надежд
Культура
Художник, сценарист, режиссер анимационного кино Ирк Молдабеков работает в редком жанре компьютерной живописи, создавая необыкновенные по красоте и духовной наполненности работы, тиражируемые по всему миру посредством Интернета.
Родился Ирк Айтымбаевич 15 февраля 1951 года в городе Алма-Ате в семье художников. Его отец Айтымбай Молдабеков и мать Таира Гадеева являлись членами Союза художников Казахстана, поэтому творческая стезя мальчика была определена с детства. Правда, после окончания школы, Ирк собирался поступать в Москву, во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) – на режиссерский или сценарный факультеты, но, в итоге, поступил на художественно-графический факультет в Казахский педагогический институт имени Абая, который окончил в 1972 году. Призвали в ряды Советской Армии – служил в селе Брюхово Одинцовского района Московской области радистом в полку противовоздушной обороны ракетных войск один год, как выпускник ВУЗа. Вернулся в Алма-Ату и сразу пришел работать мультипликатором на киностудию «Казахфильм», директором которой в то время был Азербайжан Мамбетов. Работать довелоось под началом основоположника казахской мультипликации Амена Хайдарова.
Ирк рисовал фазы движения на кальке – карандашные рисунки, когда движения отрабатывают и переводят на целлулоид. В производство был запущен его сценарий «Белый верблюжонок», написанный совместно с Жумаханом Кусаиновым, когда по техническим причинам Молдабекову пришлось уйти с киностудии. Пять лет он работал инженером-электриком в «Казгипроводхозе» и «Водоканале». А в 1982 году вернулся на «Казахфильм» и в мультипликацию благодаря режиссеру Калдыбаю Сейданову и проработал там до 1995 года. Это было время расцвета казахской мультипликации, когда на базе киностудии «Казахфильм» готовились профессиональные кадры мультипликаторов для «Киргизфильма», «Узбекфильма», «Таджикфильма», «Туркменфильма».
Ирк работал художником-постановщиком у режиссера Серика Райбаева на кукольном фильме «Красавица Маржан», написал сценарий фильма «Цыпленок», снятого режиссером Лейлой Аранышевой, совместно с режиссером Гимуратом Бекишевым писал сценарии и осуществлял постановку фильмов «Цветок» (сборник «Мозаика-2»), «Волшебное зеркало», «Зов лисицы». Вместе с Калдыбаем Сейдановым трудился над фильмами «Три мастера» режиссера Болата Омарова и «Древняя птица Мангыстау», фильмом «Однажды» режиссера Гульмиры Садыковой, делал ролики и снял фильм «Королева красоты» для казахстанского сатирического журнала «Камча».
С 1992 года по инициативе руководителя группы «Рух» Камилы Магзиевой Ирк Молдабеков начал работу над уроками казахского языка в компьютерном варианте. Среди художников Казахстана он оказался первым, кто начал работать в области цифрового искусства. К сожалению, довести работу до конца не удалось, так как из-за кризиса прекратилось финансирование.
С 1995 года Ирк Молдабеков работал на телевидении, производя заставки к телепередачам и рекламные ролики на телеканалах «Тотем», «КТК», «Хабар», а также в торговых фирмах «Туркуаз» и «Жанна». В 2002 году в жизни Ирка Айтымбаевича произошла огромная личная трагедия – в автомобильной катастрофе погиб его сын Атил, которому было всего 22 года. Несколько лет Мастер практически не мог работать... В 2005 году Ирк Молдабеков возвращается к творчеству – сотрудничая с архитекторами, связанными с Болгарией. Два года, с 2011 по 2013 годы преподавал на кафедре анимации в Казахской Академии искусств имени Темирбека Жургенова.
В конце 2008 года Ирк Айтымбаевич вместе с супругой Нажией Дисубжановной переехал из Алматы жить в город Талгар Алматинской области. И наступил период самого чистого творчества. По мнению Мастера, до тех пор шел только процесс обучения, он только пытался осмыслить бытие... А тут все стало ясно, и, главное, понятно, что именно он должен делать. Дважды Молдабеков из-за поломки жесткого диска процессора, утрачивал все, что создавал, но потом научился архивировать свои работы, которых на сегодняшний день у него уже более 1200. Это и графика, и живопись, и натюрморты, и пастель, и акварели – чудный мир желаний и надежд, созданный в компьютерном виде и тяготеющий к сказке и мифологии.
В работах Молдабекова причудливо переплелись Александр Григ и братья Гримм, Гофман и Константин Паустовский, легенды и притчи. Он славит образ Женщины, превознося ее до звезд. И при этом кропотливо исследует Историю, раскрывая тайгу гибели поэта Михаила Лермонтова и рождение художника Леонардо да Винчи. Тонкий и деликатный человек, Ирк Айтымбаевич чутко откликается на вызовы времени, создав цикл работ «Над бездной», посвященный украинскому Майдану в Киеве.
Андрей ЧЕРНЕНКО,
Талгарский район.