Свободный полет мастера
Культура Великой Степи всегда отличалась духом независимости, свободы и благородством. Об этом красноречиво рассказывают и казахские национальные украшения. Ювелирное искусство, природа которого у казахов считалась сакральной, согласно народной традиции, было особенным. Избранность мастеров, сложность техники, знания и навыки, передававшиеся по наследству, нашли отражение в особом статусе этого ремесла.
Казахские зергеры столетиями оттачивали уникальный стиль, разрабатывали новые технологии, чтобы создавать удивительные украшения. Современные ювелиры Казахстана сумели сохранить и преумножить эти традиции, изготавливая неповторимые изделия, которые пользуются большим спросом. И речь сегодня пойдет об одном из таких людей, человеке с поистине золотыми руками.
Итак, знакомьтесь с героем данной статьи – очень позитивной и креативной личностью. Мастер Есен Мухтар из Енбекшиказахского района искусно подчеркивает исконные ценности в элегантных ювелирных украшениях и аксессуарах, представляющих во всей самобытной красоте наследие творчества древних зергеров.
Он - один из верных приверженцев традиций казахского ювелирного искусства. И этими секретами щедро делится не только с учениками в своей мастерской, но и на выездных международных выставках и мастер-классах, где демонстрирует профессионализм в плавности и мягкости линий, показывая традиционные ювелирные техники. А еще дело Есена можно с уверенностью назвать семейным, потому как среди его первых помощников - супруга Зада Тольятти и дети.
Мне посчастливилось побывать в мастерских известного ювелира (их у Есена Мухтара две) и окунуться в эту особенную атмосферу творчества. Несмотря на то, что Есен – не потомственный зергер, все же его мастерство имеет глубокие корни. Любовь к творчеству и ремеслу ему привил отец, который был учителем рисования, черчения и труда, а в свободное время писал картины маслом.
Сам Есен Мухтар ручным трудом начал заниматься еще в студенчестве. Надо было материально помогать семье. Он начал шить малахаи с национальной вышивкой. Продавал их и вносил свою лепту в общий бюджет.
Поразителен тот факт, что по образованию наш герой – дипломированный юрист. И вдруг - ремесленник?! Как рассказывает сам Есен, поняв, что юриспруденция – это не его призвание, он с головой окунулся в свободу творчества. Ему нравилось методом проб и ошибок осваивать новые техники, работать с разными материалами. Вот так просто увлечение и переросло в профессию.
К слову сказать, наши предки считали, что настоящий зергер должен обладать такими качествами, как талант, врожденное чувство вкуса, а также терпение и спокойствие, которые помогают мастеру достигать в своей кропотливой работе совершенства. Мастер поясняет, что для наших предков ювелирные изделия были не просто украшением: каждый аксессуар, каждый элемент нес какую-то информацию и мог рассказать о хозяине больше обычных слов. Зергеры чаще всего использовали золото или серебро, причем серебро у казахского народа пользовалось даже большим успехом, нежели золото. Считалось, что оно обладает сакральными свойствами, охраняя своего владельца от дурного глаза. Даже самые богатые люди, которые вполне могли позволить себе золотые украшения, предпочитали заказывать серебро с легким золотым напылением.
В своих работах Есен Мухтар использует практически все известные в ювелирном искусстве приемы: отливка по формам, холодная ковка, штамповка и чеканка, насечка серебра по железу и многое другое. Он изготавливает удивительной красоты женские и мужские украшения и аксессуары. В руках опытного ювелира металл обретает новые формы и блеск, а благодаря методу шлифовки все украшения приобретают идеально гладкую форму. Благородство металла подчеркивается драгоценными и полудрагоценными камнями.
- В свои изделия я вкладываю частицы моей души, моего счастья и радости. Ощущения от родившегося на твоих глазах произведения ни с чем не сравнить, а дальше работы начинают жить уже своей жизнью. Поверьте, это далеко не механическая деятельность! Любой материал – живой, в нем есть душа, и это еще большой вопрос, захочет ли он раскрыть ее, пройдя через твои руки. Здесь важен внутренний настрой, а дальше нужно слушать сердце. Готовая работа при таком подходе приобретает сакральный смысл и наполняется особой энергетикой. При этом мне очень нравится, когда в моих изделиях люди вдруг видят не тот образ, который я изначально закладывал, а что-то свое. Очень полезно и интересно бывает посмотреть на вещи с другой стороны, - рассказывает мастер.
Интерес к историческим корням и национальной культуре является основой его творчества, в котором органично сочетаются традиции и новации.
Стоит отметить, что к развитию традиционных видов искусства, креативной индустрии и предпринимательства призывает нас и Президент Республики Касым-Жомарт Токаев. Эта поддержанная государством стратегия позволяет сохранить этническую самобытность, а также активно участвовать в мировом художественном процессе, превращая ценности казахского народа в достояние всего человечества.
Очевидно, что сегодня ремесленники не только зарабатывают сами, обеспечивая материальное благополучие своих семей – они поднялись на такой уровень, что помогают другим осваивать новое искусство, создают рабочие места, возвращают народу утраченные умения.
Есен полон творческих планов, у него сотни идей. Ведь он еще и владеет знаниями обработки кожи, дерева и других материалов, широко используемых в народных ремеслах. Мастер прикладного искусства, известный ремесленник Есен Мухтар считает своей миссией пропагандировать культурное наследие предков.
Мой собеседник радуется, что интерес народа к своим истокам растет.
- Согласитесь, человек, который знает свои корни, не потеряется в будущем. Мне очень импонирует, что политика Казахстана направлена на возрождение национальной культуры. Мы должны сохранять эти знания и идти дальше, передавая их другому поколению. Материальные блага приходят и уходят, а духовные ценности остаются, - уверенно заявляет Есен Мухтар.
Айгуль ГАБСАТТАРОВА-ЭМ, Енбекшиказахский район