В древнем Турфане

К 190-летию со дня рождения великого казахского ученого-востоковеда, историка, географа и путешественника Чокана Валиханова группа казахстанских исследователей вновь отправится по его следам. В числе участников будет и журналист «Огней Алатау» Исмаилжан Иминов, который уже бывал в Турфане в 2012 году и оставил яркие записи в своем дневнике.
(Из дневника первой экспедиции в Турфан, Кашгарию и Илийский край, июнь 2012 г.)
Турсунай адя, которая рано утром пришла к нам в гостиницу «Сиюи» в Урумчи, спросила меня:
– Что бы Вы хотели посмотреть в Урумчи?
– Урумчи – это, конечно, современный город, в нем много высотных зданий. Таких городов, наверное, я видел немало, но рядом, всего в 180 километрах от Урумчи, находится древний Турфан. Я хотел бы, если это возможно, побывать в этом городе.
– Вам повезло, Исмаилжан! Сегодня мой сын Бахтияр свободен от работы, отдыхает. Вот он и свозит вас в Турфан, - с улыбкой сказала женщина. С Турсунай мы познакомились сегодня, она близкая подруга нашей алматинской сватьи.
Образованная, общительная, она часами может говорить о родном крае. «Город Турфан находится в северной части Турфанской впадины, у южного подножия гор, – рассказывает Турсунай. Это самый низкий участок суши на земле, и это вторая по глубине впадина после Мертвого моря. Впадина окружена горами Восточного Тянь-Шаня, рядом находится пустыня Такла-Макан. Длина впадины – около 100 километров, ширина – 50 километров. Это одно из самых жарких мест в мире».
У Турсунай – два сына. Младший – режиссер, работает на киностудии в Урумчи. Старший, 34-летний Бахтияр - выпускник медицинского университета, работает хирургом-травматологом в одной из больниц города. Вот он и повез нас в Турфан. С нами вместе и впервые едет в этот город трехлетний сын Бахтияра – Камран.
Дорогу автомобиль осилил быстро, примерно за два часа, и мы въехали в город. Воздух здесь сухой, и жару переносишь легче, чем у нас в Алматы. Вскоре я почти не замечал зноя и начал знакомство с городом. Современный Турфан, как и тысячи лет назад, представляет собой гигантский виноградник: виноград растет по всему городу, во всех дворах. Есть улицы, по обеим сторонам которых тянется к небу усыпанная гроздьями лоза, образуя тенистые беседки.
В юности я с огромным интересом прочел книгу известного русского ученого-востоковеда, профессора С.Малова «Памятники древнетюркской письменности». В те далекие годы, когда уйгуры Турфанского (Идикутского) каганата исповедовали буддизм, в оазисе было развито виноделие. Высококачественный напиток с оригинальным вкусом распространялся не только в каганате, но и поставлялся в соседние страны Азии. Красное и белое вино изготовлялось из различных сортов винограда и выдерживалось в течение нескольких лет в ореховых бочках. Об этом свидетельствуют юридические документы Турфанского государства.
Сейчас традиции уйгурских виноделов возрождаются. Турфанское вино, которое считается одним из лучших в мире, пьют не только гости древнего города – оно поставляется во внутренние районы Китая, в страны Юго-Восточной Азии, Европы.
Еще подъезжая к Турфану, я был поражен обилием садов, в которых спеют финики, гранаты, персики, абрикосы, яблоки, груши, а в полях – разнообразием и разноцветьем радуют глаз овощные, злаковые и технические культуры.
Я бродил по чистым и широким улицам города, где по обеим сторонам были посажены деревья, любовался старинными домами, красочными воротами и задавал себе вопрос: «Как смогли люди создать в пустыне такой оазис, маленький рай на земле? В чем секрет этого чуда?». Мой восторг не укрылся от внимательной Турсунай. «Секрет процветания Турфанского оазиса - в карезах», – сказала она. Я, конечно, слышал о знаменитых Турфанских карезах, но то, что я увидел, превзошло мои ожидания.
В селении Яр карезы очень хорошо сохранились, и сейчас тут музей, где наглядно показано, как их строили и как ими пользовались. Прошло несколько тысячелетий, но ничего лучшего для орошения этих пустынных земель люди не придумали. Древние турфанцы заметили, что в горах Тянь-Шаня есть тающие снега, родники – вот эту воду они и использовали. У подножия гор они стали выкапывать вертикальные колодцы. Вода из них попадала в подземные каналы, вытекала из-под земли, порой образуя небольшие водоемы. Высота подземного канала – около двух метров. Общая длина карезов в Турфанском оазисе достигает пяти тысяч километров. Вода доходила до каждой виноградной лозы, дерева, до посевных полей, ее пили местные жители, животные. Во многих местах этого цветущего края можно увидеть входы в подземные каналы. Мы спустились в одно из таких мест в селении Яр.
В период изнурительной жары, когда температура воздуха поднимается до плюс 50-60 градусов и выше, турфанцы проводят время в подземных сооружениях, которые являются естественными кондиционерами.
Я был потрясен мастерством древних инженеров и трудолюбием народа. Ведь вся эта гигантская работа проводилась вручную! Наверное, все наблюдали, как вытягивают ведро воды из обычного колодца. Так поднимали землю древние строители из подземного канала при сооружении карезов. Я долго ходил по подземному каналу, восхищался уникальным сооружением. В одном месте присел у подземного арыка, помыл руки, умылся, выпил воды. Она – ледяная и очень вкусная.
Восхищенные, мы молча вышли из подземного сооружения и увидели памятник древним строителям: на изваянии изображено, как уставший мужчина присел отдохнуть, а рядом старик вытягивает арканом ведро земли из колодца.
***
– Исмаилжан, Вы, наверное, готовы посмотреть и другие исторические места нашего древнего города? Я предлагаю ознакомиться с мечетью Имин вана, – сказала Турсунай. – Все, кто приезжают в этот город, бывают у старой мечети.
– Спасибо, с удовольствием, – с признательностью ответил я.
Подъехав к мечети, мы увидели потрясающе красивое культовое сооружение. Я бывал в Бухаре и видел знаменитые памятники архитектуры в этом городе, но мечеть Имин вана поразила меня небывалой мощью и величественной простотой. Было начало третьего, народу не было, все отдыхали. Мы купили билеты и зашли на ее территорию. Солнце – еще в зените, и мазар сверкал своей красотой. Жару не чувствовал: она меня не брала, я буквально бегал по территории мечети, и за мной с трудом поспевали мои спутники. А знатоки истории своего любимого края, Турсунай и Бахтияр, рассказывали мне о ней. Мечеть была построена в 1778 году. Поражает своей красотой 37-метровый минарет, который украшен национальным орнаментом. Это самый высокий минарет в СУАР. Рядом с ним расположена самая большая мечеть в Турфане. И все это представляет собой единый культовый комплекс, построенный из глины.
***
Центральный исторический музей Турфана – большое современное здание, где представлена вся уникальная история этого удивительного края.
Нашим гидом оказалась совсем молодая девушка, выпускница исторического факультета университета. Я, затаив дыхание, рассматривал экспонаты музея и внимательно слушал Патиму. Ничего подобного я никогда не видел в жизни.
Древний Турфан находился на северном направлении Великого Шелкового пути. Именно это сыграло огромную роль в судьбе города. Хорошо сохранился древний город Идикут, который был расположен приблизительно в 46 километрах к юго-востоку от современного Турфана. Древний Идикут был центром буддизма. Отсюда вели пути и на Восток, и на Запад. Патима нам рассказала, что в 13 километрах к западу от Турфана находился древний город Яргул. Развалины Яргула сохранились до наших дней.
Но больше всего меня поразили мумии, которые я увидел в музее. Их десятки, они прекрасно сохранились. Хорошо видны черты лица, руки, ноги, сухая кожа. Есть мумии, которым две тысячи лет, другим – несколько сотен. По внешнему виду и одежде можно было даже отличить коренных жителей от приезжих, которые скончались здесь.
Я большой любитель истории, и любимый мой раздел – это история Древнего мира. В детстве зачитывался книгами о древнем Египте, античных Элладе, Риме, Востоке и, разумеется, знал, что бальзамирование – это целая наука. В древнем Египте этой тайной наукой владели только жрецы. Но в чем секрет того, что тела многих турфанцев так хорошо сохранились? Это нам объяснила наш экскурсовод. «Многие тела из этого музея покоились в захоронении древнего города Астана, которое находится в 40 километрах к востоку от Турфана. Захоронения находились в песках, на глубине пяти метров, на открытой и возвышенной местности. Раскаленный и сухой воздух создавали стерильные условия, и в результате тела покойных превращались в мумии», – рассказала Патима.
В музее я увидел много рукописей, в которых отражена история и культура этого древнего края. Они написаны на различных языках. Здесь можно увидеть уйгурское письмо, китайские иероглифы и арабскую вязь.
В экспонатах музея отразилась история Турфанского (Идикутского) каганата, который существовал с 850 по 1335 годы. В этом государстве достигла успеха уйгурская буддийская культура. В те годы расцветало искусство, писались литературные произведения.
Было отрадно, что рассказы экскурсовода в музее слышал не только я, но и небольшая группа местных жителей, которые приехали из разных городов и сел этого края. А значит, люди интересуются историей родного народа.
За три часа общения с Патимой мне показалось, что мы нашли с ней общий язык.
– Кто Вы и откуда, ака? –спросила она меня на прощание.
– Я учитель, приехал из Казахстана посмотреть историческую Родину, – ответил я.
Мы тепло попрощались. Патима пожелала мне счастливого пути.
***
Ночь. Автомобиль мчится из Турфана в Урумчи. Кондиционер работает, в автомобиле прохладно, но я уже скучаю по турфанской жаре. С детства я знал, что есть такая наука – египтология, но здесь узнал, что есть и турфановедение, которое изучает историю, искусство и культуру этого замечательного края.
Завтра утром я вылечу на самолете из Урумчи в Кашгар, на родину своего отца. Увижу город, о котором мечтал всю свою жизнь. Но сейчас, в автомобиле, я молил Аллаха, чтобы он позволил мне еще раз побывать в Турфане, в городе, который я полюбил навсегда.
Исмаилжан ИМИНОВ