Мастер со звёздной судьбой

Её творения согревают теплом, радуют нежностью и изяществом, завораживают яркими красками и оригинальностью… Причем, сделаны они не из лёгкого шёлка, а из более плотного войлока. Мастерство художницы открыло перед нею большие возможности. В результате некогда простая сельская учительница Кулян Жангутты из села Райымбек Карасайского района стала всемирно известным этнодизайнером.
Другие её звания – член Евразийской ассоциации народных ремесленников и Союза мастеров Республики Казахстан, лауреат, призер многих престижных международных, республиканских конкурсов искусств и показов моды, обладатель «Знака качества ЮНЕСКО». Минувшим летом оригинальные творения Кулян апай были представлены на ASPARA FASHION WEEK - 2025, проходившем в Таразе. И каждая такая выставка, каждый такой конкурс – это еще одна большая порция вдохновения для того, чтобы продолжать жить и творить.
Начало пути к войлоковалянию
Как уже упоминалось выше, было время, когда Кулян Кусаиновна трудилась в селе Райымбек, в средней школе имени Кенена Азербаева, где обучала школьниц основам рукоделия. Вместе они шили, вязали, вышивали, делали игрушки... Но с выходом на заслуженный отдых у неё словно бы открылось второе дыхание, появились оригинальные идеи, высвободилось время для творчества, открылся новый для неё путь – к войлоковалянию. Сегодня она владеет традиционными технологиями изготовления войлочных изделий, а также создает оригинальные современные коллекции, которые на многих конкурсах производят фурор.
– Я даже не думала, что войлочное искусство станет делом всей моей жизни, – призналась рукодельница. – Большую роль в этом сыграла председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова, с которой я познакомилась еще во время работы в школе. Именно под ее руководством прошла обучение, принимала участие на различных семинарах и в мастер-классах по народно-прикладному творчеству, в том числе по линии фонда «Евразия». Затем прямо у себя на дому начала претворять то, что узнавала, в жизнь. Постепенно научилась изготавливать из войлока женскую одежду, аксессуары, украшения, в том числе оригинальные бусы и цветы на платье, заменяющие ювелирные кулоны и брошь. Есть у меня и войлочные сувениры – яблоки как символ Алматы, а также «Байтерек» как известный бренд всего Казахстана. Так, шаг за шагом и начался мой новый путь, связанный с войлоковалянием. Он развивается, совершенствуется и продолжается до сих пор.
Первые шаги «Балатая»
Чтобы не только самой расти, но и передавать своё мастерство другим, в 2001 году Кулян апай создала общественное объединение «Балатай», цель которого – обучать школьников и безработных сельских женщин основам рукоделия, в том числе войлоковаляния.
В рамках его деятельности теперь уже она сама стала проводить мастер-классы для всех желающих научиться древней технике. Особенно старалась привлекать к этому делу находившихся без работы сельских женщин как в своем селе Райымбек, так и в других населенных пунктах не только Карасайского, но и соседнего Жамбылского района. Нередко проводила занятия в школах, в колледжах.
В ту пору она помогла многим сельчанкам, делилась с ними знаниями, вдохновляла, зажигала. Они вместе мыли, чистили и красили шерсть, шили одеяла (корпе), лоскутные одеяла (курак корпе), коврики (алаша), войлочные ковры с узорами (текемет). Занятия проводила у себя на дому. Постепенно её скромное жилище превратилось в самую настоящую мастерскую.
Красота, оригинальность и практичность
Изделия Кулян апай отличаются красотой, оригинальностью и парткичностью. В основном в творческом процессе использует она шерсть местных овец-мериносов, но в последние годы стала умело сочетать её и с другими материалами.
– Я применяю разные технологии, но особое предпочтение отдаю мокрому валянию как одному из традиционных способов работы с войлоком, – пояснила Мастер. – Если раньше на одно изделие полностью пускала дорогую шерсть, то со временем научилась комбинировать её с шелком, хлопком и другими тканями. Полученные творения от этого только выигрывают, поскольку они красивые, яркие, изящные и практичные.
По словам рукодельницы, изготовление изделий из войлока – это беспроигрышный вариант, поскольку и в Казахстане, и в других государствах спрос на изготовленные из войлока одежду, обувь, аксессуары, украшения, картины продолжает расти.
Немало оригинальных изделий и в мастерской Кулян апай. Это всевозможные туники, платья, жакеты, головные уборы, не говоря уже о сумочках и различных украшениях. Этому виду творчества посвятила она уже четверть века. За такой довольно солидный период в коллекции Мастерицы собралось немало самых настоящих шедевров ручной работы, в каждом из которых можно увидеть богатство и красоту её души.
Взять хотя бы большой текемет – войлочный ковер с вваленным цветным узором. Именно такие изделия испокон веков украшали быт кочевников, создавали красоту и комфорт в их юртах.
– На изготовление текемета в среднем уходит четыре или пять дней, – пояснила Мастер. – Причем, одной не справиться. Если раньше сырье мы обрабатывали вручную, то есть стирали, красили, расчесывали, то сейчас стараемся использовать не только овечью шерсть, но также вискозу, растительные волокна. Покупаем и уже готовое заводское сырье. Самые же главные компоненты творческого процесса – это гибкость, эластичность, нежность рук и любовь, тепло души. Очень важно то, с какими мыслями, с каким эмоциональным настроем ты участвуешь в творческом процессе. Дело в том, что изделие впитает частичку твоей души и будет оказывать определенное влияние на окружающих.
Что касается используемых в работе казахских орнаментов, то одним из самых распространенных является «қошқар мүйіз», то есть «бараньи рога». Это узаконенный национальный бренд, который символизирует жизненную силу, достаток, благополучие.
Немаловажно и то, что қошқар мүйіз стал одним из элементов нашего государственного флага. Существует и такое поверье: если дома имеется изображение қошқар мүйіз, то дети вырастут высоконравственными, человечными, духовно богатыми. То есть на предметы одежды или на другие войлочные изделия он наносится не просто для красоты и оригинальности, а с глубоким духовным смыслом.
Покоряя мировые подиумы
Как и другие неправительственные организации, общественное объединение «Балатай» помогает выводить казахское народно-прикладное творчество на международный уровень. К слову сказать, по специальному приглашению Кулян Жангутты со своими работами принимала участие в международном этноподиуме, проходившем в городе Иркутске. Кроме того, ее работы заняли второе место в международном конкурсе «Губернский стиль», проходившем в городе Туле.
Единственной от Казахстана она поехала в Турцию, в город Анкару, где по приглашению ТЮРКСОЙ приняла участие в десятидневной Международной выставке-ярмарке. Со слов мастерицы, ей представилась прекрасная возможность участвовать в тренингах, в обучающих семинарах, на которых она почерпнула много полезной информации.
В разные годы Кулян апай принимала участие в Национальной женской ярмарке идей и товаров «Қанатты әйел», в международном форуме «Возрождение древнего войлочного ремесла», в Шанхайском международном форуме и выставке-ярмарке, проходивших в Екатеринбурге, в международной выставка стран Шанхайской организации сотрудничества, в 26-ой международной ярмарке ремесел в Индии, в международной выставке-ярмарке ремесел «Oimo» в Кыргызстане. Аналогичные выставки с её участием также проходили во Франции, в Стамбуле, Иране, России, Китае…
Добавим к этому, что Мастер одержала победу на конкурсе «Шебер-2013», удостоилась премии «Алтын алма», стала членом Центральноазиатской ассоциации ремесел, Лауреатом национальной общественной премии «Таным» в рамках программы «Ауылдағы азаматтық бастама». Она также является членом Международной ассоциацию этнического дизайна «Шелковый путь», получила Сертификат за выдающиеся достижения и многолетний вклад в развитие казахских ремесел, награждена медалью «20 лет Независимости Республики Казахстан» и другими наградами.
Вот так, постоянно совершенствуя свое мастерство, Кулян Жангутты стала известным в мире моды этнодизайнером национальной одежды. Особое внимание она уделяет модным тенденциям, старается идти в ногу со временем. Но при этом не забывает и о том, чтобы придать своим изделиям нацио¬нальный колорит. Помогает в этом использование различных орнаментов, которые издревле являются главными элементами казахского декоративно-прикладного искусства.
Семья талантливых мастеров
Интересно то, что самое прямое отношение к творчеству имел и супруг Кулян апай – Темир Бегимбет, жизнь которого оборвалась три года назад. Уже он был известен, как мастер-художник и скульптор, работавший с деревом, костью, металлом.
В память о нем 12 апреля 2024 года, в день его рождения, в Алматы, в стенах Государственном музея искусств имени Абылхана Кастеева, состоялось торжественное открытие персональной выставки под названием «Врата двух миров». В этой экспозиции было представлено более семидесяти работ Мастера.
В них отражен внутренний мир художника. Нередко основу сюжетных линий его произведений искусства составляют древние божества тюркских народов, в том числе Тенгри и Умай. Возможно, поэтому картины, скульптурные изваяния кажутся таинственными и загадочными.
Темир ага также изготавливал оригинальные сундуки, шкатулки, ларцы, которые украшал вырезанными из кости орнаментами. Делал он и настенные панно, при работе над которыми умело сочетал шкуры животных и войлок, вышивку и аппликацию.
Если говорить о потомстве этой творческой четы, то продолжают их род дочери Алтынай и Куралай, сын Бектемир, а также десять внуков. Возможно, однажды и в ком-то из них, так же как в дедушке Темире и бабушке Кулян зажжётся любовь к народному творчеству, желание продолжить развивать ремёсла своих ближних и далеких предков.
Право на жизнь
– Я не только активно участвую в различных республиканских, международных конкурсах и выставках, но также продолжаю оставаться наставницей-ремесленницей для школьников, студентов и сельских женщин, стараясь приобщить как можно больше людей к занятию народно-прикладным творчеством и к дизайнерскому искусству, – говорит Кулян апай. – Прикладные ремесла очень востребованы. На красивые, оригинальные, выполненные из натуральных материалов изделия ручной работы всегда большой спрос. Это вдохновляет дизайнеров. Думаю, что народное ремесленничество нужно развивать – особенно в сельской местности, где всё равно имеет место безработица. Это, как говорится, поможет убить сразу двух зайцев. Будет способствовать, во-первых, развитию ремесел наших предков, передаче знаний, навыков, техник будущим поколениям, а, во-вторых – зарабатыванию денег, трудоустройству, созданию своего собственного бизнеса.
Много лет кропотливым трудом Кулян апай стремится достичь своей заветной мечты – поднять казахское народно-прикладное творчество, этнодизайн нашей национальной одежды на новые высоты, вывести его на международный уровень. Многое ей удалось достичь, но многое еще предстоит сделать.
Главное, на её взгляд, приобщать к творчеству молодежь, передавать секреты мастерства от одного поколения к другому. Как показала её многолетняя практика, дети, занимающиеся войлоковалянием, более добрые, открытые, человечные. Значит, это искусство может сыграть очень важную роль в их воспитании. Поэтому, на её взгляд, и в школах, и центрах детского развития, необходимо открывать всевозможные кружки по народным ремеслам, а еще лучше ввести в школьную программу специальный предмет. От этого наше отечественное образование, да и государство в целом только выиграют.
Опять же не стоит забывать, что войлоковаляние – это важная часть нашего богатого культурного наследия. То, что оно успешно влилось в современный мир, гармонично вписалось в моду, делает его востребованным, конкурентоспособным и даёт ему право на жизнь.
Танзиля МУХТАРОВА, Карасайский район