Магистраль больших возможностей
Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) стала первым масштабным проектом государственно-частного партнерства в Центральной Азии и символом успешной интеграции современных технологий в дорожное строительство. Магистраль длиной в 66 километров включает 4- и 6-полосные участки и оснащена современными системами контроля безопасности и трафика. Общее финансирование проекта обеспечил консорциум международных банков и частных инвесторов, включая Турцию и Южную Корею.
Строительство велось с использованием инновационных технологий, включая интеллектуальные системы управления движением и датчики метеоконтроля. Работы начались в 2018 году и завершились на год раньше срока - в 2023 году, что свидетельствует о высокой эффективности управления проектом.
Важнейшая задача БАКАДа – это решение транспортных, экономических и экологических задач региона. Дорога окружает город Алматы, соединяя три района Алматинской области - Карасайский, Илийский и Талгарский. Основной целью строительства стало снижение транспортной нагрузки на Алматы. Ожидается, что благодаря этой магистрали трафик в городе уменьшится на 20-30%, что сокращает время в пути, снижает пробки и улучшает экологическую ситуацию. Перенаправление транзитного транспорта за пределы городской черты уменьшает выбросы в атмосферу и создает более комфортные условия для жизни в мегаполисе. Важно отметить, что трасса интегрирована в международный транспортный коридор «Западная Европа - Западный Китай», что делает ее ключевым звеном в транзитной системе региона. По прогнозам, объем грузоперевозок через БАКАД в ближайшие годы увеличится на 87%.
Драйвер роста экономики
Для жителей Алматинской области магистраль стала катализатором экономического роста. Она стимулирует развитие пригородных территорий, способствует открытию логистических и производственных центров, а также улучшает доступ к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции. Перенаправление трафика снижает нагрузку на дороги внутри районов, продлевает срок службы дорожного покрытия и повышает безопасность движения. Уже на этапе строительства проект обеспечил более полутора тысяч рабочих мест, а в перспективе станет основой для создания новых экономических зон вдоль трассы. На сегодняшний день для размещения вдоль магистрали заключены меморандумы с пятью международными компаниями на общую сумму инвестиций порядка 955 млн долларов США. Это такие компании, как PepsiCo (США) – проект по производству чипсов Lay’s на сумму $200 млн; FocusLogistics, совместно с OZON (РФ) ведущая строительство складов класса «A» на сумму до $151 млн. «Строитель 98» (РФ) планирует также возвести логистический комплекс на $100 млн. Корейский инвестор налаживает производство табачных изделий на сумму $204 млн (ведутся земельные работы); RungisInternational (Франция) заключило меморандум по строительству торгово-логистического хаба на сумму $180 млн (предполагается оборот оптово-распределительного центра от 800 до 1000 грузовых автомобилей в день).
Кроме того, здесь будут расположены и отечественные предприятия. Например, компания «Алтын таға» ведет строительство индустриально-производственного комплекса по выпуску строительных материалов стоимостью $120 млн.
Реализация всех связанных с БАКАДом мер уже в ближайшем будущем даст действенный мультипликативный эффект в развитии экономики области и позволит сократить маятниковую миграцию.
Заслуживает внимания экологическая составляющая проекта. Современные технологии, использованные при строительстве, позволили минимизировать негативное влияние на окружающую среду. Установленные шумозащитные экраны вдоль трассы создают комфортные условия для жителей пригородов. Система автоматического контроля и мониторинга на БАКАД обеспечивает высокий уровень безопасности и упрощает оплату за проезд, делая дорогу удобной для пользователей.
Вклад автотрассы в развитие региона очевиден. Он не только улучшает транспортную связанность, но и делает Алматы и область более привлекательными для инвесторов, способствует развитию малого и среднего бизнеса, а также формирует новые возможности для жителей. Этот проект стал примером успешного применения государственно-частного партнерства и модернизации транспортной инфраструктуры. Это не просто дорога, а стратегический шаг к укреплению Казахстана как транзитного узла международного значения, что приносит как региональные, так и национальные выгоды.
Ключ к развитию агломерации
Важно подчеркнуть роль кольцевой дороги для развития всей алматинской агломерации. В соответствии с генеральным планом развития пригородной зоны города Алматы, для улучшения транспортной системы города и прилегающих населенных пунктов предусмотрено строительство основных транспортных коридоров до магистрали. В настоящее время ведутся работы по улицам Северное полукольцо, Саина, Рыскулова и Абая города Алматы до БАКАДа.
Строительство автомобильной дороги по ул. Тлендиева в Илийском районе также является важным элементом Комплексного плана развития Алматинской агломерации. Новая дорога протяженностью 79 километров соединит кольцевую дорогу села Ащибулак с БАКАДом. Она улучшит транспортную доступность и обеспечит более быстрый доступ к ключевым транспортным артериям агломерации. На сегодняшний день земляные работы выполнены на 85% (67,35 км), искусственные сооружения выполнены на 80%, на 4 км дороги уложено крупнозернистое асфальтобетонное покрытие.
Продолжение магистрали по ул. Акын Сара в Карасайском районе, которая соединит ул. Аксай на границе города Алматы с БАКАДом, улучшит транспортную связь между центральной частью города и его пригородами и будет способствовать развитию этих территорий.
По улицам Рыскулова, Абая южной столицы строится подвесной мост, ведутся земляные работы.
«Реализация этих проектов в рамках Комплексного плана развития алматинской агломерации стала важным шагом к созданию современной и эффективной транспортной системы региона. Завершение строительства и внедрение новых подходов помогут решить проблемы загруженности дорог, сократить время в пути и улучшить качество жизни для жителей агломерации», - отметил руководитель проектного офиса «Алматыгенплан» Нурсаид Бахаев.
Конечно, когда писался этот материал, мы не могли не поинтересоваться мнением тех, кто чаще всего ездит по магистрали. Вот что думает о строительстве БАКАДа
Еркебулан Елешев, водитель и предприниматель из Талгарского района.
- За последнее время дороги страны стали развиваться в лучшем направлении, и большую погоду в этом, конечно, делает
БАКАД. Водители давно мечтали о такой объездной дороге, причем разветвленной во всех направлениях. Лично для меня, как для человека, занимающегося бизнесом и осуществляющего в силу своей деятельности грузоперевозки из различных стран, данная магистраль имеет жизненно важное и стратегическое значение. Стоит отметить, что укорачивается время в пути. Если раньше путь от Каскелена до Талгара преодолевали за 3 часа с «пробками» на дорогах, то сейчас этот путь занимает всего 1,5 часа. А это настоящая экономия времени! 15 лет назад, когда эта идея только обсуждалась на уровне правительства, мы и мечтать не могли о таких дорогах.
Нынче БАКАД – это не только внутренняя магистраль, но и один из важных узлов транспортного коридора между Китаем, Россией и Европой. Больше всего мне импонирует, что эта дорога - скоростная, безопасная. И второй момент – это комфортность пользования. Нулевой километр хайвея начинается с поселка Кыргауылды, который находится возле Каскелена, и заканчивается в поселке Кызылкайрат, что недалеко от Талгара. Проехать это расстояние на максимальной скорости можно за 30-40 минут. Кроме того, к БАКАДу пробиваются радиальные улицы Алматы. Здорово, что у этой дороги много заездов и выездов, которые находятся в начале и конце автодороги, а также на транспортных развязках. Всего их - 7. Хотя эта дорога платная, но зато удобная! Лично я пользуюсь льготным проездом. Как я знаю, на льготный проезд могут рассчитывать жители прилегающих к БАКАДу
поселков Карасайского, Илийского и Талгарского районов. Им выдают специальные абонементы. Ежемесячный или годовой абонемент на БАКАД можно приобрести в акимате или в спецЦОНе каждого района. Для нас это очень удобно и выгодно. И это не может нас не радовать, - подчеркивает Еркебулан Елешев.
- Эта дорога повысила качество жизни Елтайского сельского округа, - подхватывает председатель ветеранской организации Елтайского сельского округа Карасайского района и активный общественник села Исаев Есенкелды Салибеков. - Не ошибусь, если скажу, что она приносит большую пользу жителям девяти сел нашего сельского округа. Благодаря магистрали, у многих из нас значительно сократилось время на дорогу – в два-три раза. Например, если раньше на своей машине из села Исаев до города Талгара мы добирались полтора-два часа, то теперь на дорогу уходит 35-40 минут. Также значительно сократилось время на дорогу до Талдыкоргана или Жаркента, что очень удобно для населения. Вот и получается, что благодаря БАКАДу значительно улучшилось транспортное сообщение между разными населенными пунктами нашей Алматинской области.
Хочу поблагодарить компании, которые строили эту автомагистраль, а также продолжают следить за ее состоянием, за их нелегкий и очень качественный труд. Их специалисты своевременно устраняют неисправности, чистят дорогу от мусора, принимают все меры для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Благодаря им эта дорога несет добрую службу людям, значительно повысив качество жизни населения, в том числе сельского.
Пользуясь такой возможностью, хотелось бы обратиться и к руководству государственного предприятия «Казахавтодор», занимающегося обслуживанием, содержанием и строительством автомобильных дорог общего пользования нашей страны, с просьбой уделить особое внимание состоянию и других платных дорог, что также важно для безопасности дорожного движения.
Разделяя мнения жителей области, еще раз подчеркнем, что БАКАД и другие новые дороги, которые соединяют Алматы и область, не только улучшают транспортную доступность и качество жизни ее жителей, но и создают основу для дальнейшего экономического и культурного процветания региона, делая его более привлекательным для новых инвестиций и возможностей.
Сегодня БАКАД - это не просто транспортная артерия. Это символ экономического роста и успешного международного сотрудничества. С ее вводом Алматинская область становится более интегрированной в региональные и глобальные экономические процессы. Проект служит примером того, как грамотное управление инфраструктурными инициативами может трансформировать жизнь целого региона, повышая его конкурентоспособность на мировой арене.
Жанар Мыктыбаева