«МЫ С ТОБОЙ ДВА БЕРЕГА У ОДНОЙ РЕКИ...», Или сказ о большой любви и великом даре
Был август, и летняя жара уже сдавала свои позиции. С небольшого холма тысячи людей, кто сидя, кто стоя, завороженно наблюдали за объемной импровизированной сценой, где происходили события многолетней давности… Один из центральных персонажей - женщина в ослепительно белом кимешеке вдруг медленно, будто в беспамятстве, сползая на землю, пронзительно-сильным голосом затянула «жоктау» - песню-плач… Эхо разносило печальную весть далеко по округе, извещая темные воды Лепсы, каменистые склоны ближайших холмов, перекатываясь, будто волны седого Балхаша, раскинувшегося вширь совсем недалеко от места события, за теми же пригорками… Это плакала Тажибала – мама Мукана, получившая весть о его кончине. В этом плаче слышалась боль всех матерей земли, хоронивших своих детей, боль несбывшихся надежд и вечная вселенская горечь нерастраченной до конца материнской любви… Разве любовь матери имеет границы?
Вместе с героиней плакали все – и млад и стар. Люди забыли о временном пространстве и о том, что это всего лишь спектакль: настолько были захвачены силой великого искусства и живой, неподдельной энергетикой таланта актрисы. Зрелище было неповторимым…
Забира САЙДИЛЬДИНА,
Почетный журналист РК
А происходило это в 1993 году. Вся страна праздновала 80-летний юбилей великого композитора Мукана Тулебаева. На родине музыканта, на берегу озера Балхаш, должны были состояться кульминационные мероприятия этого юбилея, в числе которых было и большое театрализованное представление, посвященное жизни великого музыканта. Одну из ведущих и знаковых ролей – маму Мукана, Тажибалу Акшалову, играла Алмахан Кенжебекова (на тот момент - Заслуженная артистка Каз. ССР). Сам спектакль проходил на искусственно созданной площадке, на лоне природы с живыми декорациями из юрт, лошадей и верблюдов, массовки из местного люда – артистов народных коллективов. Главные роли исполнялись профессиональными актерами, поэтому репетиции начались загодя, на сцене областного драмтеатра. Автору этих строк выпала большая честь – быть режиссером этой постановки по сценарию известного поэта и композитора Тлеугазы Бейсембекова. И сколько раз украдкой плакала я сама, когда на прогонах дело доходило до вышеописанного эпизода... а еще я была очарована силой таланта Алмахан апай, удивлялась ее искренним чувствам и неподдельным слезам...
Так горько я плакала и на спектаклях другого таланта – Кендебая Темирбаева, когда артист в образе великого Мукагали метался по сцене, и каждая жилка на его лице, каждый тембр и малейшая интонация в голосе до боли точно передавали бурю чувств и боль непонятой современниками души мятежного поэта, его величие и необузданный вселенский дар. Спектакль «Райымбек, Райымбек!», специально поставленный для Кендебая Темирбаева известным режиссером Муратом Ахмановым по следам произведений Мукагали, тогда потряс театральную публику до глубины души. «Все мои стихи – это одна поэма, у которой есть начало, середина и конец», - говорил некогда Мукагали, и, действительно, спектакль, выстроенный из его произведений, органически честно воссоздал жизнь поэта с его пульсирующей правдой - победами и потерями, взлетами и падениями. Поэтический дар великого Мукагали и тонкий актерский талант Кендебая явили миру такое совершенство! Зал плакал вместе с Мукагали и вместе с Кендебаем...
Да, талант человеку дается свыше Создателем Вселенной. Признаем честно, он дается только отмеченным людям. И если Аллах связывает таких людей еще и брачными узами, считай – они отмечены дважды! Мои герои – Заслуженный деятель Казахстана Кендебай Темирбаев и Народная артистка Республики Алмахан Кенжебекова, о которых ведется рассказ в этом материале, связаны не только Судьбой, но и еще одним удивительно особенным Достоянием, название которому – Искусство.
С чего
начинается мир?
Мир Алмахан Нурпейискызы начался с маленького аула Кайнар у подножья великого Хантенгри, что расположен на священной нарынкольской земле. Она родилась в студеном январе 1950 года и девочкой значилась только в метрике, а округа знала ее, как маленького сына-сорванца известного всей округе певца и жылкышы Нурпейиса, чей музыкальный дар и мудрый житейский опыт пользовались большим спросом и незыблемым авторитетом. Отец, еще с колыбели усадив Алмахан на лошадь, воспитывал в ней мужской характер, вкладывая в ее неокрепшую душу не только житейские премудрости, но и тягу ко всему прекрасному и особенно - к музыке... Благо, все вокруг потворствовало этому, даже природа родного края была величественно неповторимой: высокие горы, буйное цветение альпийского разнотравья, дикий мир редких животных, а самое главное, какие люди жили в этих краях – талантливые и чистые! Нетронутый большой цивилизацией горный край жил в своей хрустальной ментальности, являя миру такие таланты, как Мукагали, и, может быть, поэтому маленькая Алмахан так рано научилась играть на домбре, мандолине, гармони и даже скрипке, которую купила на свои сбережения в далекой Алма-Ате, куда свозили ее в детстве для участия в смотре художественной самодеятельности. Потеряв отца в 10 лет, девочка стала опорой и радостью двух своих мам (у отца было две жены) – старшей Данехан и родной Гульбаршын, не обделяя любовью и вниманием ни ту, ни другую до самой старости.
С «мальчишеством» у нее было связано столько интересных моментов... В начальных классах Алмахан в школе принимали за мальчика и некоторые учителя окликали ее «Нурпейисов». Потом прознав от мальчишек-родственников, что она девочка, попросили носить девичью прическу и одежду. Что тут началось... Рассказывая о своем уникальном детстве, моя героиня с улыбкой вспоминает, как женщины аула всем миром снимали с нее мальчишеские штаны и с долгими уговорами одевали на нее платье. Она сопротивлялась настолько яростно, что дело дошло до драки и женщины с трудом лишили ее статуса «мальчишки». Со временем девочка приняла эту данность, а вот в характере до сих пор остались некоторые ключевые моменты мужества – говорить прямо, быть верной данному слову, не давать в обиду слабых.
Еще об одном ключевом моменте своей юной жизни Алмахан апай не забывает никогда. Шли годы и разносторонний музыкальный талант девочки стал известен всей округе. Она пела, играла в школьном оркестре, аккомпанировала на гармони другим певцам. И однажды за девочкой пришел курьер от председателя колхоза. Вызывали срочно в правление хозяйства. Оставив дома ведра с коромыслом (девочка в это время запасалась водой), она поспешила за курьером. В конторе ее ожидали неизвестные люди и дядя Рауан – глава колхоза. «Доченька, подойди поближе, не стесняйся. Эти люди приехали в наш аул снимать киножурнал. Им нужна юная исполнительница. Мы подумали, что с этим справишься ты...», - председатель колхоза представил девочку людям из столицы. Поближе к местному начальству сидел высокий, очень светлый лицом мужчина, с зачесанными назад густыми седыми волосами. Он с приятной интонацией в голосе спросил девочку: «Қызым, а какие песни ты знаешь?». Собрав всю волю в кулак, юная Алмаш, театрально огласив репертуар, запела звонким, чистым голосом. Все одобрительно закивали, и приятный дяденька опять спросил: «А ты песню «Жетісу» знаешь?». Девочка с большой радостью затянула популярную песню «Шығысында елімнің...». Режиссер фильма, улыбаясь ее прыти, одобрил старания девочки и сообщил, что на следующий день на просторах жайляу Коккемер она с этой песней войдет в киноисторию страны. Так и случилось. Эти ценные кадры до сих пор хранятся в фондах Госкино. Также девочка из далекого горного аула узнала, что режиссера зовут Ескендир Тынышбаев и что он сын великого ученого-инженера, строителя Турксиба Мухамеджана Тынышбаева. И именно Ескендир Тынышбаев благословил ее путь в искусство, пригласив после школы учиться в только что открывшемся эстрадно-цирковом училище, где преподавал ее первый профессиональный наставник Жусупбек Елебеков – мэтр казахской традиционной песни. Это потом, с поддержки и одобрения своего дражайшего учителя Жүс аға, она поступит в 1971 году на театральный факультет Казахской государственной консерватории имени Курмангазы. А до этого были не самые легкие годы детства, лишенные материального достатка, самостоятельные, почти «вслепую» уроки музыки, старания в учебе и общественной жизни родной школы и... мечты, мечты, мечты. Чистые и честные, как она сама, как тот мир, который окружал ее и дал путевку в большую жизнь.
«От чистого истока –
в прекрасное
далеко...»
А тем временем на юге Казахстана (тогда эти земли входили в состав Узбекской ССР) родился и жил талантливый мальчик Кендебай, который тоже унаследовал дар певца и домбриста от своего отца Темирбая, ветерана войны, участника легендарного Калининградского сражения, известного на всю округу исполнителя казахской традиционной песни. Его отец тоже занимался коневодством, и когда на просторах местности Домалак звучал неповторимый по своей красоте голос, все в округе замирали и лишь изредка кто, да и то для непосвященных, оглашал: «Это же Темиргали! Эх, как же он затянул! Какой голос!».
Кендебай Темирбаевич родился 5 октября 1951 года. В семье, где кроме него воспитывались две дочери - Гульзада и Гульзипа и еще один сын - младший братишка Жарылкасын. От полученных на вой-
не ран и тяжкого труда в послевоенное время Темиргали ага тяжело заболел и скончался, когда моему герою было всего 7 лет, а его старшей сестре - девять. Ну, а младшие детишки были совсем малютками. Мама Аккыз, чтобы поднять детей, работала на трех сменах и практически не спала. И чтобы помочь маме, юный Кендебай, начиная с 5-го класса, был занят физическим трудом, подрабатывая на разных участках хозяйства. За сознательность и заботу о семье все в ауле уважали мальчика, называя его «старательным сыном Темеке». Его дядя Мекембай, который сам лично назвал племянника Кендебаем, очень беспокоился за судьбу талантливого мальчика. По его наставлению Кендебая отдали на учебу в казахскую школу-интернат города Газалкент (Узбекистан), где впервые по-серьезному был раскрыт его талант певца. А после была учеба в Жетысайском городском педучилище, где преподаватель Бөрі Исаев взял талантливого студента под свою опеку, потому что был уверен в успешном будущем своего подопечного. В том, что талантливый юноша выбрал путь в большое искусство, сыграл свою не последнюю роль и Жетысайский музыкальный театр имени Курманбека Жандарбекова, где семнадцатилетний юноша наравне с состоявшимися актерами показывал недюжинные успехи – актерские данные и красивый тенор юноши завораживал души зрителей и радовал их сердца.
В 1971 году /знаковом году и для Алмахан Кенжебековой/ юный талант из далекого южного аула Домалак поступает на театральный факультет консерватории. Аллах велик и все его дела праведны – судьба вела молодого человека, светлого и лицом, и сердцем, открытого душой всем радостям мира, навстречу счастью, любви и профессии на всю жизнь.
«Весь мир
казался нам
родным и близким...»
Казахская Государственная консерватория имени Курмангазы – alma mater многих великих людей страны. Для юных героев моего рассказа это учебное заведение стало еще и местом начала их большой любви. Алмахан апай вспоминает: «В первый день учебы наш курс, руководителем которого была Народная артистка СССР Шолпан Жандарбекова, собрали в одной из аудиторий. Почему-то место рядом со мной оказалось пустым и через некоторое время на него опустился чуть запоздавший студент. Чувствуя неловкость за опоздание, он стал лихорадочно доставать из папки тетрадь и ручку, и вдруг оттуда выпали сережки. Новые, с бирочкой. Мой сосед густо покраснел и на какой-то момент замер. Потом, протягивая эти серьги мне, промямлил: «Возьмите их...». Я, тоже в некоторой растерянности отодвигая от себя эти сережки, отвечаю: «Да не нужны они мне! Зачем?». Вижу, соседу совсем плохо и неловко, алой краской залило лицо... стало неловко и мне. Надо его выручать. Взяла сережки и спрятала в сумочку. Напряжение спало, и молодой человек успокоился. Позже я поняла: это был знак судьбы - первый подарок от моего Кендебая...».
Талантливую и вполне самостоятельную Алмахан сразу заметили и назначили старостой. Она стала авторитетом курса, с ней считались и с ней советовались. Хотя и она, и ее юная любовь Кендебай, как и все остальные, прошли весь набор студенческих приключений и забот: жизнь на 25 рублей стипендии, и поэтому постоянная нехватка денег, проблемы с незнанием русского языка (в то время это было большой проблемой), нюансы общежитской жизни и т.д. Но оптимизм молодости и стремление к новому и неизведанному всегда помогали им смело смотреть жизни в лицо. Они любили, были любимы, учились профессии по призванию сердца, и этого хватало сполна, чтобы быть на пределе счастья. На третьем курсе поженились и их руководитель, великая актриса и мудрый наставник Шолпан Жандарбекова поселила молодую пару на своей даче, где были и вода, и тепло, и все условия для комфортной жизни. Что может быть важнее материнской заботы и человеческого участия для молодых, оторванных от родительской опеки, людей? Шолпан апай, уважая чувства своих студентов, уважая их талант, способствовала их развитию, помогла им выстоять перед первыми испытаниями судьбы – быть семьей. Какие это были годы! Весь курс после занятий бежал к их маленькому гнездышку: совместные чаепития, студенческие вечеринки, творческие споры и первые актерские этюды... Здесь родился их первенец, да и, наверное, первенец всего курса, малыш с сакральным именем Медеу. Чтобы душе была отрада, чтобы был великолепным человеком, как и его исторический тезка, чьим именем названы и урочище Медеу, и всемирно известный зимний стадион в Алматы. Со временем в их семье родятся второй сын - Айдын и красавица дочь – Толкын. И все это благополучие построено на искренних чувствах молодых, на их высоких моральных качествах, на их природе, где понятие «тектілік» стояло выше всех человеческих измерений, где чистота помыслов была главной составляющей их жизненных принципов. И эти богатства достались им по наследству от родителей: Темирбая и Аккыз, Нурпейиса и Гульбаршын.
Там же, в консерватории, преподаватели пророчили им большой успех, потому что оба они обладали чем-то большим, нежели просто талант перевоплощения. Они были гармоничными личностями, со схожими судьбами: и Кендебай, и Алмахан, кроме актерского таланта, имели еще очень ярко выраженный, до профессионализма отточенный, талант музыканта, певца, композитора, пробовали себя и в поэзии. И когда знаменитый выпуск Жандарбековой всем курсом были направлен в Талдыкорган, молодая семья без какого-либо сомнения и страха двинулась покорять еще одну высоту своей жизни. Тем более, Алмахан была консолидирующей силой – старостой курса.
«Настоящий
талант вырастает
из настоящего
человека...»
1975 год был знаковым не только в судьбе моих героев, но и в судьбе моего любимого города Талдыкоргана. Впервые в истории края закладывался фундамент профессионального театра (любительские существовали). И эта миссия была доверена молодым талантливым выпускникам курса легендарной Шолпан Жандарбековой. Шолпан апай сама привезла и благословила своих ребят. Надо было начинать работу с нуля, и молодой поросли отечественного театра пришлось ой как нелегко! Первый сезон должен был остаться в истории и поэтому премьерный спектакль готовился с особой тщательностью. Пришлось вспомнить всю науку о театре и знания, которые вливали в них опытные преподаватели, включая фундаментальную систему Константина Станиславского с такими разделами, как «система переживаний», «система представления»... Они-то как раз пришли на помощь молодым талантам, как и тот неповторимый почерк и особая аура солидарности, вложенная в молодых артистов их наставником – Шолпан апай.
4 ноября вышеупомянутого года занавес сезона открыл спектакль Габита Мусрепова «Қозы Көрпеш – Баян сұлу». И в этом знаковом для молодого театра спектакле Кендебай Темирбаев вместе с сокурсником Тлеком Абжалиевым /ныне покойным/ с успехом сыграли роль главного героя – Козы Корпеша. Благородный и доброжелательно открытый образ Макпал профессионально выигрышно был создан молодой актрисой Алмахан Кенжебековой. С первых минут публика поняла, что перед ними непростые артисты и судьба нового театра доверена в профессиональные руки. Об Алмахан Кенжебековой даже заговорили как о характерной, особо одаренной актрисе, которой можно было без страха доверять психологически и эмоционально сложные образы. Теперь, спустя 40 с лишним лет, когда Алматинский областной драматический театр имени Бикен Римовой числится в авангарде отечественного театрального искусства, являясь лауреатом десятков республиканских и международных конкурсов, когда в стенах уже обновленного по мировым стандартам храма искусства работают мэтры драматического жанра Кендебай Темирбаев, Алмахан Кенжебекова, Алихан Ыдрышева, Галия Темербаева, Серик Нургалыков, Аман Кожабеков и многие другие, мы понимаем, как были правы те люди, кто способствовал открытию этого театра (Куаныш Султанов, Батима Сакауова, Егеубек Далбагаев, Дина Нургалиева и др.) и те первые благодарно-благородные зрители премьерного показа, которые своими бурными аплодисментами благословили служителей Мельпомены на новые высоты и свершения.
Как и в каждом живом организме, а я считаю театр живым организмом, в истории театра, как и в истории моих героев, были свои взлеты и падения, свои свершения и моменты кризиса. В 1997 году, в связи с реорганизацией области, Талдыкорган потерял статус областного центра. Трудно пришлось и артистам театра – многие перевелись в другие театры страны и уехали из города. Очень обеднел бюджет храма искусства. И даже стоял вопрос – быть или не быть? Группа корифеев, преданных своей профессии и родному театру, как Тлек Абжалиев, Омирсерик Калиев, Азат Базаргелдиев, Галия Темербаева, Алихан Ыдырышева, Макен Нурмагамбетова, Муса Аджибеков, Аман Кожабеков, Серик Нургалыков, Базарбек Токымтаев, Сагындык Жумадилов, Нурлан Альбосынов и другие, остались на месте и сделали все, чтобы вопрос «быть или не быть?» был полностью снят с повестки дня. И в первых рядах этой группы отважных патриотов были и мои герои - Народная артистка Республики Казахстан Алмахан Кенжебекова и Заслуженный деятель РК Кендебай Темирбаев, хотя оба уже были артистами с именами, имели многократные приглашения в престижные театры страны. Вспоминая былые дни, Алмахан апай и Кендебай ага с теплотой в душе и волнением в сердце часто вспоминают своих коллег, талантливых актеров, стоявших у истоков театра, ныне ушедших в мир иной: Тлека Абжалиева, Асана Исаева, Омирсерика Калиева, Оразгали Абдильманова, Сагымбека Ракишева, Азата Базаргелдиева, Нурлана Альбосынова и др. Навсегда оставили в их душе неизгладимый след талантливые друзья по ремеслу: Жанат Чайкина, Жибек Лебаева, Сагат Жылкелдиев, Алимбек Оразбеков, Ораз Сарсенбек, Болат Узаков, Хусейн Амир-Темир, Мурат Ахманов и многие другие талантливые актеры и режиссеры. В одной газетной статье разве всех перечислишь...
Через тернии – к звездам...
Сегодня с высоты прожитых лет и пройденных вместе дорог герои этого рассказа четко осознают, что за всеми достигнутыми успехами и завоеванными наградами стоял и стоит адский труд во имя служения искусству: у Алмахан - яркие образы Мөржан в «Карагөз» Ауэзова, Айгерим в «Абае», Бопай в «Хан Кене», Калипы в «Аласапыране», Балды в «Исатай-Махамбете», Гульжамал в «Күшік күйеу», Сары в «Акын Сара», Жамили в одноименной пьесе по Айтматову, Хадиши в «Арманым-Әселім» того же автора, Толғанай в «Ана-Жер-Ана», Камажай в «Әпке» по Исабекову, Кульзипы в «Қос мұңлық» Римовой и десятки других выдающихся ролей. Зритель запомнил ее и как яркую киноактрису в фильмах «Күнә», «Прыжок афалины», «Қымбатты менің балаларым», всемирно известный исторический проект «Көшпенділер» и т.д. Как востребованный слушателем композитор, она выпустила песенный сборник «Ақ қайың» и ряд драматических произведений для постановки в театрах страны.
У Кендебая Темирбайұлы тоже немалый «послужной список». Благодарный зритель запомнил его неповторимые образы: Сырым в «Қарагөз», Қозы в «Қозы Көрпеш-Баян сұлу», Алдар в «Алдар Көсе», Бекболат в «Күшік күйеу», Данияр в «Жамиле», Жантай в «Арманым-Әселім», Жәпек в «Алтын бесік», Торсан в «Ұлпан», Хильбранд в «О, Атилла, Атилла!», Қошақан в «Қанды ғасыр», Махамбет в «Мұнар да мұнар мұнар күн», Ақтамберді жырау в «Қаракерей Қабанбай», Ықлас в «Қош бол, Қараой», Шыңғыс хан в «Көтерілген күмбез», Мұқағали в «Райымбек, Райымбек!», Естай в «Естайдың Қорланы» и большое множество других ролей. Конечно, очень жаль, что в свое время, когда он был молод и полон сил, когда его голосовые данные были на высоте, ему не дали исполнить такие роли характерных героев, как Ақан сері и Біржан сал. По всем параметрам Ақан и Біржан Кендебая были бы в выигрыше... Но, увы, и в искусстве тоже бывают свои погрешности...
Они шли к своей славе самостоятельно, без чьего-либо покровительства и трудными дорогами, а высот было достигнуто немало. Кендебай Темирбаев сегодня является Заслуженным деятелем Казахстана, Деятелем культуры РК, обладателем ордена «Парасат» и медали «Ерен еңбегі үшін», многих юбилейных медалей. Почетный житель города Талдыкоргана, он становился неоднократным лауреатом престижных премий, в том числе и специальной премии Мукагали Макатаева. Алмахан Кенжебекова удостоилась чести получить государственную награду из рук Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева. Она имеет самое высокое звание в сфере искусства, являясь Народной артисткой Республики Казахстан. Также ей, еще на заре артистической славы, в 1988 году было присвоено звание «Заслуженный артист Каз. ССР». Кавалер ордена «Құрмет» и обладательница многих медалей, Алмахан апай также является Почетным жителем Алматинской области и Райымбекского района. Да, судьба дала им возможность вкусить плоды своего героического труда, и они этим очень счастливы. Но самое главное счастье этой четы – дети, внуки. Выше я упоминала, что в семье выросли трое красивых, одаренных и любящих своих родителей детей – Медеу, Айдын и Толқын. Кендебаю аға и Алмахан апай они дали возможность испытать счастье ата и әже, подарив очаровательных внуков и внучек, состоялись, как достойные граждане своей страны, которыми можно гордиться. Но у каждой истории есть горькие минуты потерь. Эта участь не минула и героев моего рассказа... Не так давно ушел из жизни их первенец – любимый сын Медеу. Эта потеря тяжелой ношей легла на плечи и Кендебая аға, и Алмахан апай. Боль утраты, конечно, никогда не покинет их сердца, но они утешают себя мыслями о том, что на этой земле осталось продолжение Медеу – его сын Нұрмұхамед, очень любознательный и одаренный ребенок. Значит, жизнь продолжается. Продолжается она и на сцене: каждый раз, когда включаются театральные рампы и звучит музыкальная тема, мои герои оживают новой жизнью, даря всем нам минуты великого наслаждения – быть причастными к прекрасному явлению под названием «искусство». Да будет так всегда!
P.S. Пока писался этот материал, в семье Темирбаевых произошло прекрасное событие – прямо в день великого равноденствия родился на свет еще один малыш – Аянат Айдынұлы. Бауы берік, болашағы жарқын болсын балапанның!