Он создал уникальную школу в сельской глубинке
Сейчас, когда государство большое внимание уделяет образованию, думаю, что наступило время переосмыслить прошлое и вспомнить лучших педагогов прошлых лет. Одним из самых известных казахстанских учителей 50-80-х годов двадцатого века являлся Герой Социалистического труда, ветеран войны и труда Кудыс Абсаметович Абсаметов. Ныне, к величайшему сожалению, этого замечательного просветителя, которого при жизни называли «казахским Макаренко», почти забыли. Убежден, что мы должны возродить многие методы его работы, и это только усилит наше образование.
Подростком принимал участие в ликбезе
Я знал этого Учителя, любил его, вырос у него на глазах, был его учеником, поэтому хочу рассказать о нем.
Я родился и вырос в поселке Фабричном (ныне – с. Каргалы) Жамбылского района, и в моем выборе профессии решающую роль сыграл один человек – директор школы Кудыс Абсаметович. Его уважали все жители нашего многонационального поселка. Когда я пошел в первый класс, он был директором школы, а 17-летним юношей, после окончания десятилетки, был принят им на работу старшим пионервожатым. Директор отнесся ко мне по-отцовски заботливо, в работе был добрым, отзывчивым, много рассказывал о себе. Мы жили недалеко друг от друга, часто на работу или после возвращались вместе домой. Обычно аксакал, взяв меня под руку, не торопясь рассказывал о себе:
- Я появился на свет зимой в нашем родовом зимовье недалеко от села Прудки (ныне – Аккайнар). В те годы, к сожалению, не выдавали свидетельств о рождении. Когда пришло время получать документы, то в них указали условную дату рождения – 1 января 1920 г.
В 1937 году я закончил с отличием семилетку в родном селе. В те годы очень много читал на казахском и русском языках: любил художественную и историческую литературу. Еще обучаясь в школе, принимал активное участие в качестве учителя в государственной кампании по ликвидации неграмотности. Тогда за школьные парты сели миллионы неграмотных взрослых. Наверное, поэтому я решил стать учителем и поступил в Алма-Атинское педагогическое училище. Окончив это среднее специальное учебное заведение, стал студентом исторического факультета Алма-Атинского учительского института. Позже заочно окончил исторический факультет КазПИ имени Абая.
Прошел с боями всю Европу
Молодой педагог мечтал работать в родном районе учителем истории, но судьба распорядилась иначе: началась война. В июле 1941 года он был призван в ряды Красной Армии. Окончив военное училище, становится кадровым офицером-артиллеристом. С боями прошел всю Европу, принимал участие во взятии Берлина. Он ежедневно смотрел смерти в глаза: тысячи друзей-однополчан погибли, а его она в очередной раз обходила стороной, как и в начале 1930-х годов, когда многие наши земляки умерли с голоду. На фронте Кудыс Абсаметов был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими.
Каргалинская СШ №1 стала его судьбой
Только в 1946 году он демобилизовался и вернулся в родной район: работал директором школы, женился на любимой девушке Ханшайым Идрисовой. В сентябре 1949 года
переехал в поселок Фабричный, и отныне вся его судьба была связана с ним. Удивительная природа, уникальный микроклимат излечили его солдатские раны, болезни. Он всей душой привязался к этому красивейшему месту, полюбил его жителей - казахов, русских, уйгуров, немцев, турок, татар – скромных, гостеприимных людей. Они ему платили тем же. Человек с большим жизненным опытом, мудрый, глубоко порядочный, добрейший, прекрасный педагог, он стал известен среди местных жителей, как «наш Учитель». В поселке находилась школа, открытая еще в 1917 году на средства фабриканта Сергея Шахворостова. Это была одна из старейших школ в респуб-
лике. Работавшая при Каргалинском суконном комбинате еще в довоенные годы, она славилась своими учениками и учителями.
Вскоре Кудыса Абсаметова назначат завучем, а с 1957 года он будет работать директором Каргалинской СШ. С особой любовью директор вспоминал своих ближайших соратников, друзей-коллег – Гали Досымбетова и Лидию Тименскую.
Гали Камалович Досымбетов – разносторонний и одаренный человек, прекрасный физик и организатор, хороший художник, спортсмен, герой войны, мужественно сражавшийся с фашистскими захватчиками и вернувшийся в поселок с пятью боевыми орденами. Позднее этот талантливый педагог занял пост директора Каргалинской средней школы №2. Он был награжден орденом Октябрьской революции, являлся Отличником просвещения СССР и КазССР.
Лидия Рудольфовна Тименская – учитель начальных классов, завуч, затем директор начальной школы. Она попала в поселок в годы войны, в эвакуацию. Строгая, волевая, красивая, она являлась для нас эталоном современного учителя. Прекрасный человек и педагог, Лидия Рудольфовна позднее стала известна всей стране, как первая учительница космонавта Талгата Мусабаева.
Как не вспомнить учительницу русского языка и литературы Райхан Сапабековну Махмутову, имевшую непререкаемый авторитет среди коллег и учеников? Или Фариду Файдахметовну Вагапову, которая «выросла» до директора одной из лучших алма-атинских школ? А талант и тяга к научным исследованиям по географии прекрасного педагога, бывшего завуча Орденбека Блисбековича Мазбаева были высоко оценены в научном мире. Ныне он – доктор наук, профессор, знаменитый путешественник, научный руководитель Первой Казахстанской экспедиции в Антарктиду.
Половина выпускников учились в лучших вузах страны
Я хочу рассказать о некоторых страницах из биографии Кудыса Абсаметова и его учебного заведения. С 1957 по 1967 годы в жизни поселка и школы произошло немало знаменательных событий. Сейчас хочу остановиться на скупых цифрах, которые о многом расскажут вдумчивому читателю. За этот десятилетний период Каргалинская СШ выпустила в большую жизнь 650 учеников. Золотой медалью «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение» награждены 15 человек, серебряной медалью – 36, еще 157 выпускников окончили школу на «хорошо» и «отлично». Подчеркиваю, качество знаний юношей и девушек, получивших среднее образование у нас, было реально высокое - почти половина из них получили высшее образование. Десятки наших учеников поступили в лучшие вузы СССР. Поверьте, мы учились в университетах и институтах не хуже, чем выпускники элитных школ Москвы или Алма-Аты, Ленинграда или Новосибирска, Ташкента или Томска. Конечно, всего этого мы добились благодаря умелому руководству и кропотливому труду учителей и учеников. Когда я думаю об этом времени, предо мной мысленно встают мои старшие братья и сестры, которые были оптимистами и романтиками, любившими учебу и спорт. Наверное, это было самое начитанное поколение. Общаясь с ними, я поражался их знаниям. Казалось, что они читали все: Абая и Пушкина, Фенимора Купера и Майн Рида, Жюля Верна и Александра Беляева, Льва Толстого и Мухтара Ауэзова, Достоевского и Хемингуэя...
Новые школы Фабричного
Поселок рос, школа была перегружена, и в 1966 году при активном содействии К.Абсаметова была построена Каргалинская СШ №2. Первым директором этой школы был назначен «наш Учитель». В 1968 году он вернулся в родной коллектив, а директором КСШ №2 по его рекомендации был утвержден Гали Досымбетов. В 1984 году была открыта Каргалинская СШ №3, и в ее строительстве самое активное участие принял мой наставник. В 1999 году в поселке при активном участие Кудыса Абсаметовича откроют новую Каргалинскую СШ №4.
Еще на фронте командир батареи капитан Абсаметов, видя разрушенную технику, неумелых водителей и автослесарей, мечтал, чтобы его будущие ученики умели водить и ремонтировать автомобили, тракторы, разбирались в технике. Уже в начале 50-х годов в нашей школе начали преподавать автодело. В 1978 году в Фабричном был открыт один из первых в республике УПК, а его директором был назначен один из успешых выпускников школы – Артур Брунович Фукс.
Золотая звезда Кудыса Абсаметова
В 1978 году произойдет важное событие в истории поселка: Указом Президиума Верховного Совета СССР Кудысу Абсаметовичу Абсаметову было присвоено звание Героя Социалистического труда. Это было огромной радостью для всех его учеников, коллег, всех жителей многонационального Фабричного. Я в это время уже был студентом КазГУ и о награждении своего директора узнал из новостной программы «Время». Конечно, я был счастлив: труд моего Учителя был по достоинству оценен! Для меня Кудыс Абсаметович был, в первую очередь, порядочным и благородным человеком. С гордостью я видел его на экране телевизора: в Президиуме съезда учителей, в первом ряду среди членов Политбюро, рядом с Л. Брежневым. В Кремле он получит Звезду Героя и свой второй орден Ленина.
После возвращения из Москвы с опытом работы КСШ №1 начнут знакомиться многие школы Советского Союза. Большой очерк о ней в журнале «Народное образование» опубликует известный публицист О. Володин. Восхищенный, он тогда написал: «Просветителю К. Абсаметову удалось создать уникальную школу в сельской глубинке». К Кудысу Абсаметовичу придет известность, но мой Учитель будет по-прежнему скромен и трудолюбив, подчеркивая, что награда принадлежит всему коллективу КСШ №1. Он достойно пройдет и через испытание славой. Созданные новые условия он употребит для оказания помощи своим коллегам, ученикам. Здесь я хочу вспомнить лишь один эпизод из его деятельности в те годы. В поселке будет построен «учительский» дом. К. Абсаметов будет обращаться во многие инстанции и добьется строительства этого дома. Я был одним из учителей, кто тогда получил квартиру. Мы все понимали, что это заслуга «нашего Учителя».
Поездка в Японию
В конце 1978 года К. Абсаметов в составе делегации Министерства просвещения СССР побывал в Японии, где ознакомился с опытом работы школ. Вскоре, после возвращения директора оттуда, я побывал у него в гостях. Кудыс Абсаметович с восторгом поведал о работе японских школ. Вот что он мне рассказал (я тогда записал нашу беседу):
- Исмаилжан, учителя в Японии - самые уважаемые люди в обществе. Таким же почетом пользовались педагоги у нас в 30-50-е
годы.
Узнав, что я учитель, японцы стали относиться ко мне с благоговением. Вначале я этого не совсем понял, а приглядевшись, увидел, что они с трепетом относятся ко всем педагогам, в первую очередь, к своим.
Национальная школа (ее традиции ведут в 5-6 века) в Японии имеет несколько ступеней. Это отдельные учебные учреждения со своим руководством и особым педагогическим коллективом. Дошкольное образование (ясли, детские сады) находится в ведомстве местных властей. Начальное образование длится 6 лет. Огромное внимание уделяется воспитанию учащихся в национальных традициях (уважение к старшим, бережное отношение к животным, окружающей среде и т.д.). Японские учащиеся после окончания каждой ступени (кроме начальной) сдают выпускные экзамены, чтобы изучать следующий курс. Это самый ответственный момент в их школьной жизни. Так, они сдают экзамены за средний и старший курс, позже поступают в университеты. У японцев – культ образования. Например, в старшей школе (это аналог наших техникумов) обучается 94% выпускников средней школы. Большую роль они уделяют трудовому воспитанию. Свои учебные кабинеты, школу, территорию ученики убирают сами. Интересно, что у них нет единых учебников, но есть единая программа. Педагоги и ученики сами выбирают учебники. Школьные корпуса обычно строят на возвышенности и по особой технологии - это из-за постоянных угроз цунами и землетрясений. Огромную роль уделяют изучению английского языка. Большинство молодых японцев им владеет в совершенстве. У них много кружков по интересам (спортивные, языковые, драматические, музыкальные и т.д.).
Повторяю, в Японии самая уважаемая профессия - учитель! У них высокая заработная плата. Лучшие выпускники школ поступают в педагогические вузы. Японцы издавна с величайшим почтением относятся к учителям. Например, при проезде в метро, общественном транспорте им уступают места даже люди старше них (у каждого педагога есть значок учителя). Для школьных работников существует сеть специальных магазинов, где продаются качественные и недорогие товары. Педагоги получают от государства на льготных условиях квартиры и автомобили. Через каждые 5 лет учителя проходят бесплатные курсы по овладению современными технологиями.
На мой вопрос «Есть ли у них праздник - День Учителя?» удивленные японские педагоги мне ответили, что к ним с почтением относятся весь год, а не один день. Японцы стремятся получить в школах и вузах реальные знания, а не аттестат или дип-лом, поэтому они выбирают востребованные специальности.
«Сильные учителя – сильные ученики»
Кудыс Абсаметович часто повторял: «Сила школы была в том, что мне и моим друзьям-коллегам удалось создать коллектив единомышленников. Сильные учителя – это сильные ученики». Каждый из его педагогов был личностью, и здесь мне хочется вспомнить следующих учителей: Х. Балтабаев, А. Шагидуллина, К. Буранкулова, А. Тугушева, В. Шимолина, А. Драбчук, П. Федоров, П. Яковенко, А. Пашкевич, М. Нарыжная, В. Нордгеймер, Б. Чалданбаев, Н. Забудкина, Э. Сливченко, Л. Зотова и др.
Молодые учителя 50-70-х годов навсегда запомнили его тактичные и доброжелательные советы, у многих он посещал уроки. Его анализы отличались высоким профессионализмом, любой урок он мог «разложить по полочкам», дать необходимый совет.
Спокойный, добрый человек и одновременно требовательный руководитель, он умел создавать вокруг себя доброжелательную обстановку. Школа в эти годы отличалась высоким уровнем образования: десятки выпускников учились в лучших вузах Алма-Аты, Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Томска. Школа поддерживала прямые связи с Сибирским отделением АН СССР.
К. Абсаметов всю жизнь старался воспитывать настоящих людей – хорошо образованных, духовно богатых, высоконравственных, умеющих физически трудиться, искренне любящих Родину личностей. И это ему удавалось!
В эти годы школу называли «фабрикой звезд»: здесь учились генеральный директор Новосибирского авиационного завода Виктор Яковенко, генералы Василий Шимолин, Макан Есбулатов, Слэм Абсаметов, известные государственные и общественные деятели Нурпеис Касымов, Орынбасар Мулькибаев, Бекет Махмутов, Бакыт Оспанов, Кенжебек Омарбаев, Еркебек Аргымбаев, Эдуард Гулькин, композитор Асет Бейсеуов, поэтессы Назикен Алпамыскызы и Ольга Григорьева, Герой Социалистического труда, ткачиха Кульдария Токсеитова, депутат Парламента РК Гульсин Каренеева, ученые Дина Нурпеисова, Кайрат Ахмедьяров и др.
Государство по заслугам оценило труд педагога. Кудыс Абсаметов стал не только Героем Социалистического труда, но и был дважды награжден орденом Ленина, многочисленными медалями, являлся неоднократно делегатом Всесоюзного и республиканского съезда учителей, избирался депутатом Советов разных уровней, но больше всего он ценил уважение и любовь учеников, земляков.
Для моего Учителя главным в людях были их профессиональные и человеческие качества, а все остальное не имело смысла. Время, к сожалению, летит быстро. Когда 1 сентября 2000 года меня назначали директором родной школы, первым пришел меня поздравить и благословить мой наставник. «Работай честно, будь справедливым, не жалей себя, и подлинное уважение к тебе придет», - сказал он.
До последних дней своих Кудыс Абсаметович жил жизнью родной школы, был ее частым гостем. Ушел он из жизни в январе 2007 г. Это было большой утратой не только для семьи, но и для всего поселка, коллег, учеников.
«Наш учитель» ушел, но остались тысячи его учеников, школа, созданная им, село Каргалы, которое он любил. Несколько лет назад его родной школе было присвоено имя Кудыса Абсаметова. Считаю, что одной из улиц г. Алматы также необходимо присвоить имя выдающегося казахского педагога, ведь в этом городе он получил высшее образование в КазПИ им. Абая, провел последние годы жизни.
Исмаилжан ИМИНОВ, Жамбылский район