Как полюбить школу
Для многих детей и родителей 1 сентября - праздник открытий, новых впечатлений и возможностей - ощущается как начало тяжелого марафона с домашними заданиями и экзаменами. Но можно ли воспринимать учебу по-другому?
Родители оказываются зажатыми между требованиями школы и желаниями детей. Дилемма, в которой понятны и справедливы позиции обеих сторон, вынуждает любящих мам и пап вести борьбу на два фронта: и отстаивать интересы ребенка, желающего играть и резвиться, и заставлять свое чадо тянуться к свету знаний. В ход идут уговоры, морализаторство, убеждения, заманивание широкими перспективами будущего, а часто и угрозы, подкуп (плата за оценки), наказания, в то время как из школы все также сыплются замечания, а ученик – к учению глух. Часть семей так и не находит выход из бесконечной череды конфликтов, просто дожидаясь окончания школьных лет. Однако все могло бы быть иначе.
Забегая вперед, предупреждаю читателя, что в этой статье нет быстрых и сверхэффективных методов, но есть объяснение причин нежелания учиться, которое, возможно, поможет взглянуть на проблему иначе.
Дети очень любопытны, но как так выходит, что в школе их тяга к познанию нового не срабатывает? Во многом причина кроется в том, что система образования не может работать индивидуально и подстраиваться под каждого. Есть жесткий регламент. Так, например, уроки длятся строго отведенное время, отдых между занятиями ограничен, определены последовательность этапов урока, содержание и объем информации, количество детей в классе и т.д. Индивидуальность вашего малыша не учитывается, а нервная система каждого человека имеет свои особенности и темп развития. Кому-то легче дается усидеть на месте, сдержаться, контролировать положение тела и внимание, а кому-то – нет, но при этом лучше получается бегать, быстрее принимать решение, придумывать новые забавы.
В 7 лет ребенок уже может просидеть сорок минут на одном месте, но это очень трудный и энергозатратный процесс, поэтому во время перерыва между уроками ученик расслабляется и бежит. Мы, взрослые, уже забыли, как отдыхать бегая, но дети восстанавливают свои силы именно так!
Мы можем понять и учителей: бегая и прыгая, можно получить травму, сломать школьный инвентарь. Ребенка ограничивают, а потому его психика формирует защитные реакции, которые взрослые именуют «плохим поведением». Часто это выражается в агрессии, слезливости, раздражительности, потере интереса к учебе. У ребят появляется чувство непонимания, и точно так же, как взрослые, они стараются отдалиться от того места, процесса или человека, которые вызывают этот шквал эмоций.
Здесь не нужно менять систему, ломать образовательный процесс - лучше решать такой конфликт интересов дома, внутри семьи. Для этого необходимо много и часто разговаривать, обсуждать, что и как происходило в школе, что не понравилось и почему. При этом для эффективной коммуникации очень важно придерживаться некоторых правил:
1. Активное слушание, при котором собеседник проявляет интерес, задает уточняющие вопросы, но не перебивает и не высказывает свое отношение и мнение о ситуации.
2. Уважение и доверие. Любая точка зрения ребенка имеет право быть высказанной. Не осуждайте, не поучайте, не рассказывайте о разговоре никому. Не сразу, не в один момент говорящий изменит мнение, отношение к ситуации при условии, если не давить, а объяснять.
3. Эмпатия. В разговоре имеет значение не только сюжет события, но и эмоции, впечатления и мысли об этом. Весь спектр переживаний очень значим и имеет право на существование. Озвучивая его, ребенок учится отделять свои эмоции от реакций и контролировать свое поведение.
4. Регулярность. Современный ритм жизни оставляет мало времени на сантименты, но 15 минут можно найти в любой день. Выполнение этого правила позволяет научиться слышать как ребенку родителя, так и наоборот.
5. Избегание формализма. Привычный вопрос «как дела в школе?», как правило, удовлетворяется привычным «хорошо». Но это не беседа! Из этого диалога никто ничего ни о чем не узнает. Более информативными могут быть вопросы: «Что тебя сегодня удивило/огорчило/рассмешило?», «Чем этот день отличается от вчерашнего?», «Как менялось твое настроение в течение дня и отчего?», «Сколько раз ты сегодня смеялся?», «С кем сегодня было весело?» и т.д.
Процесс построения доверительных отношений - очень долгий и кропотливый, но в то же время интересный и плодотворный. Узнавая тонкости детской жизни, взрослые получают возможность прожить заново радость первой большой победы, смущение от первой симпатии, первую глубокую привязанность к другу, первые слезы от несправедливости и многое другое, что для детей происходит впервые, а для нас уже привычно и рутинно.
Преодолеть трудности адаптации к школьным требованиям детям поможет атмосфера безусловного принятия дома. Когда они знают, что могут делиться своими переживаниями, достижениями и неудачами без страха быть осужденными, это создает основу для их уверенности в себе. Близкие и доверительные отношения помогают родителям объяснить смысл школьных правил и требований, а ребенку – принять их и понять.
Виктория СОВЕТОВА, г. Конаев.