В ледяной воде
Надир проснулся сегодня позже, чем обычно - было уже почти восемь часов утра. Супруга и дети спали. Он не стал их будить. Ночью вся семья дружно встретила Новый год, а он после двенадцати ушел спать.
«Очевидно, они засиделись далеко за полночь и уснули под утро», - решил он. Мужчина, позавтракав, вышел во двор, чтобы покормить собак. Три года назад дети, которые уже стали взрослыми, подарили ему на день рождения щенка сенбернара. Как-то давно Надир еще маленьким сыновьям рассказал, что он в их возрасте мечтал о лохматом сенбернаре. Дети запомнили этот разговор, и вот теперь у него была собака этой породы. «Дада, мы тебе дарим девочку. Известно, что они ласковые, больше привязаны к дому, хозяину, легче поддаются дрессировке», - сказал старший сын. Так и произошло: спокойная и воспитанная Агата (так назвали собаку) полюбилась всем и быстро стала членом большой семьи. А в конце декабря прошлого года сыновья привезли ему еще одного щенка - смешного джек-рассел-терьера, внешне напоминавшего батон хлеба. За год малыш Батон почти не вырос.
У Надира была хорошая традиция: еще с раннего детства он первый день января проводил в горах.
Мужчина вышел на улицу, чтобы направиться в ущелье. Было безлюдно. «Наверное, все еще спят после новогодней ночи», - подумал Надир. Соседские собаки с радостью залаяли, увидев его. Было холодно: с гор дул свежий, но холодный ветер. Вздохнув всей грудью, он быстрым шагом пошел в горы. Его дом находился при входе в ущелье.
Вдруг он заметил, что за ним увязались его собаки. Агата стыдливо, низко опустив голову и хвост, бежала в стороне. Батон, подбежав к нему, по-хозяйски лая, терся об его ноги. Если первая редко покидала двор без разрешения, то малыш, наоборот, часто убегал, и тогда вся семья искала его. «Даже собакам скучно в первое утро нового года! Пусть сегодня они будут со мной», - решил Надир.
Каргалинка с бешеной скоростью и грохотом неслась по ущелью с южных склонов на север - в степь. Надир с детства любил слушать ее шум. Часто после тяжелого рабочего дня он приходил на берег, чтобы насладиться звучанием реки – это успокаивало и давало ему новые силы. Каргалинка протекала по узкому ущелью, была с крутыми берегами и песчаным руслом, засыпанным обломками скал. Речка неглубокая, но не всякий мужчина даже в расцвете лет мог ее перейти вброд.
Дружелюбная Агата, как обычно, бежала справа от хозяина. Сенбернар был всегда ласковым со своими, но вел себя сдержанно и холодно с незнакомцами. Огромные размеры и громоподобный бас внушали ужас чужакам, но Надир знал, что его пес - самый миролюбивый на свете. Небольшие темно-карие глаза, расположенные близко к переносице, всегда с любовью смотрели на мужчину и настороженно на других. Надир был уверен, что Агата растерзает любого, кто его обидит.
Баловник Батон был неуправляемым. Надир потратил много времени на воспитание джек-рассел-терьера, но так и не добился, чтобы резвый песик безоговорочно слушал его. Вот и сегодня счастливый малыш, как юла, носился по склонам гор: то убегал вперед, то возвращался, и со скоростью метеора вновь бежал в то место, где они только что были. По ущелью часто раздавалось многократное эхо: «Бато-о-о-н!» - это хозяин звал свою собаку. Веселый хулиган появлялся и вновь пропадал из виду.
Они одолели километров семь, далеко позади осталась плотина, построенная в конце 1970-х годов. У Надира были любимые места в ущелье, вот к одному из них и подошли друзья. Мужчина со своими питомцами осторожно шел по узкой тропинке вдоль высокого обрыва, внизу с ревом бурлила Каргалинка. Даже летом пройти по ней было опасно, а сейчас Надир медленно, чтобы не поскользнуться, одолел тропинку, временами крепко цепляясь за ветки боярышника, который здесь рос обильно. Собаки уверенно ползли за ним. Наконец, они оказались на небольшой площадке с огромным красным валуном, отсюда хорошо просматривалось ущелье. С юга была видна маленькая долина, заросшая деревьями карагача, урюка и боярышника. На западном склоне высилась гигантская черная скала. Надир увидел на ней горных козлов, которые, зная, что они в безопасности, спокойно рассматривали незваных гостей. Мудрая Агата не обращала внимание на них, а Батон, увидев козлов, залаял. Козлы скрылись, так и не послушав малыша.
Мужчина медленно спустился в долину и оказался в труднопроходимой роще, засыпанной буреломом. Сквозь деревья с трудом пробивалась еле заметная тропинка, по ней они пошли к Каргалинке. Неожиданно друзья увидели фазанов, которые с аппетитом поедали ягоды боярышника, оставшиеся и высохшие еще с осени. Увлекшись обедом, обычно осторожные птицы не заметили гостей. Среди них выделялся красотой самец. Надир заметил, что его темно-фиолетовая голова отливает зеленым и украшена ярко-красными сережками, а грудь - окрашена в красно-коричневый цвет. Шею птицы украшало еле заметное белое кольцо. И самое главное - у фазана был длинный красивый хвост. Тускло-коричневые самки казались бесцветными рядом со своим кавалером. Мужчина знал, что фазаны обычно вьют гнезда в зарослях кустарников по берегам Каргалинки.
Первым учуял птиц джек-рассел-терьер: он молниеносно бросился на самца. Батон успел ухватить лишь длинный хвост красавца. Перья были уже в пасти азартного песика, но фазану удалось вырваться. Вспугнутые птицы с громким шумом взлетели и быстро оказались на другом берегу горной реки, скрывшись в кустарниках. Бесстрашный и задиристый маленький охотник, забыв обо всем, бросился в Каргалинку, чтобы настичь жертву. Батон не рассчитал свои силы: буйные воды реки понесли его с бешеной скоростью вниз по течению, и скоро он скрылся в волнах. Агата, которая до этого чинно плелась за хозяином, отважно ринулась в реку. Все это произошло в течение нескольких секунд. Потрясенный Надир побежал берегом, надеясь, что его друзья выплывут. Он быстро преодолел тропинку и вышел к маленькой заводи, где течение было спокойнее. Мужчина с волнением искал глазами друзей, к радости он заметил сенбернара, который аккуратно держал в пасти Батона и медленно плыл к берегу.
Длинношерстный сенбернар выплыл и мягко опустил Батона на снег. Напуганный песик, закрыв глаза, дрожал всем телом: он страшно замерз. Агата встряхнулась. Казалось, что она ни только не замерзла, но и не промокла. Надир вспомнил, что шерсть сенбернара имеет особую водоотталкивающую смазку, поэтому Агата легко перенесла купание в ледяной воде. Тонкошерстный Батон, не имеющий такой защиты, чувствовал себя как человек, который только что искупался в зимней проруби. Надир снял шарф и быстро стал вытирать мальчика. Наконец, Батон открыл глаза - ему стало легче. Надир, засунув маленького охотника за пазуху, почти бегом стал возвращаться домой. Но долго держать джек-рассел-терьера там было неудобно и тяжело. Баловник, который прежде жаждал приключений, мечтал сейчас лишь о покое и тепле. Довольная Агата по-прежнему важно шагала рядом. Уставший Надир вытащил малыша и посадил его на широкую спину сенбернара. Батон крепко обнял собаку лапами, а милосердная Агата уверенно понесла его домой. Уже в поселке люди, которые успели проснуться после новогодней ночи, улыбались, видя эту идиллию.
Только дома хитрый малыш спрыгнул с Агаты и стал по-прежнему резвиться, забыв о своем злоключении в студеной воде Каргалинки.
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район