Судьба имама Абдыкадыра-кари, или история одной мечети
В Москве Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР отдельно рассмотрел вопрос «О состоянии борьбы с исламом в Джамбулском районе Алма-Атинской области Казахской ССР». В документе, который, к счастью, дошел до наших дней, говорится:
«Совершенно секретно. Ознакомить т.т.Садовского, Карпова, Татеосова, Задорожного, Фролова. 12.09.48г.
Председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР товарищу Полянскому И.В.
На тексте: читал... Садовский 17.11.48., Карпов 18.11 (подпись), Фролов,23.11. 48. (подпись).
Здесь я хочу немного остановиться на деятельности этого Совета и рассказать о его председателе. 14 сентября 1943 года решением Совнаркома СССР был создан Совет по делам Русской православной церкви, который курировал и другие религиозные организации, в первую очередь исламские. 19 мая 1944 года Постановлением СНК СССР был создан Совет по делам религиозных культов, который занимался вопросами всех религиозных организаций страны, кроме Русской православной церкви. Совет старался держать под контролем работу религиозных общин и их лидеров. Уполномоченные, инспекторы и члены Совета вели прием духовенства, верующих, решали проблемы в центре и на местах. Конечно же, это был атеистический орган власти.
Хочу немного рассказать и о председателе атеистического совета: Иван Полянский (1898-1956), кадровый чекист, который многие годы специализировался на уничтожении ислама и других религий в СССР. Являлся начальником 6-го секретного отдела ОГПУ, работал на руководящей работе УНКВД по Ленинградской области, начальником отдела 2-го управления НКГБ. Известен был тем, что принимал участие в репрессиях против многих безвинных граждан. Вот такая одиозная личность возглавляла Совет!
А теперь вернемся к докладной записке на имя Полянского, где, в частности, сказано:
«В Джамбулском районе в пос. Каргалинка имеется одна зарегистрированная мечеть. Здание этой мечети представляет каркасное помещение, крытое камышом, и имеет небольшой минарет, вмещает около 150 человек. Официально зарегистрированным муллой является Сарсенов Жунус, но община своим решением от 16 июля с.г. отстранила этого муллу и избрала муллой Именова Абу-Кадыра (Иминова Абдыкадыра - И. И.), бывшего китайского подданного, уйгура по национальности. Данная мечеть, хотя и находится в с.Каргалинка, где расположен колхоз имени Ленина, обслуживает верующих мусульман помимо колхоза имени Ленина, еще следующих колхозов: суконной фабрики (п.Фабричный), колхоза «Ынтымак», колхоза «Майбулак», колхоза «Работник» (ныне – с. Касымбек) Джамбулского района, а также колхоза «1-го мая» (с. Бекболат), колхоза имени Ворошилова и колхоза им. Фурманова (с. Жандосов) Каскеленского района».
Здесь хочу прокомментировать два момента: во-первых, во внутренний зал мечети в те годы во время айтов вмещалось не менее 200 человек; во-вторых, Жунус Сарсенов не был отстранен - он исполнял обязанности имама во время нахождения отца в ссылке. 16 июля Абдыкадыр-кари вернулся с Балхашского района и вновь приступил к своим обязанностям имама мечети.
Меня заинтересовал еще один момент. В докладной записке далее сказано:
«В беседе с муллой (имамом Абдыкадыром кари - И. И.) выяснилось, что богослужения в мечети совершаются один раз в неделю, когда собираются 40-50-человек верующих, ежедневных намазов не бывает. По большим праздникам «ураза байрам», «курбан байрам» со всех окружных 7-8 колхозов верующие стекаются на торжественное богослужение».
Уверен, в целях, чтобы не было неприятностей у прихожан, имам специально уменьшил количество людей, посещающих пятничную молитву (жума-намаз). Вспомним, что в 1943 году только подписавших письмо к властям с просьбой об открытии мечети было 250 человек.
Еще раз хочу напомнить, что отец, будучи имамом, продолжал быть членом колхоза имени Ленина, где являлся бригадиром.
Во многих небольших населенных пунктах тогда живы были мужчины, которые до революции получили начальное религиозное образование - именно они совершали мусульманские обряды при рождении ребенка (икамат-имянаречение) или провожали в последний путь (жаназа намаз). Конечно, молодожены вступали в брак после обряда неке кию, не забывали и об обрезании мальчиков и др.
Несмотря на давление и репрессии властей, в Жамбылском районе были незарегистрированные муллы, которые выполняли обязанности имамов среди своих земляков. Я хочу назвать их имена – это Абден Игиликов (Узун-Агач), Туменбай Шекенов (колхоз «Октябрь»), Минихан Абдуллин, Сокпонтай Альходжаев (колхоз им.Джангильдина), Набытжан Шакиржанов (колхоз им.18-го съезда КПСС). Нужно помнить этих мужественных людей: они сохранили ислам в нашем краю и передали его последующим поколениям.
Разумеется, после подобной докладной записки власти еще более ужесточили свою политику против верующих и мусульманских священнослужителей в Жамбылском районе.
Имам Абдыкадыр-кари продолжил свою деятельность на посту имама и был делегатом последующих мусульманских курултаев в Ташкенте.
У кари сложились добрые отношения со многими мусульманскими лидерами в Казахстане и Средней Азии. По-отцовски к нему относились первый муфтий Среднеазиатского духовного управления мусульман, ишан Бабахан, первый казий Казахстанского казията Абдугапар Шамшитдинов. Дружеские отношения связывали имама с председателем Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, теологом, общественным деятелем Зияутдинханом Бабахановым (Зияуддинхан ибн Эшан Бабахан), теологом, поэтом, лингвистом, переводчиком, главой мусульманской общественности Казахстана, казием Садуакасом Гылмани, главой мусульман Кыргызстана, казием, теологом Олимханом-туре Шокировым (Алимхан-торе Шакиржан хаджа Сагуний являлся родным братом Алихана-торе, президента Восточно-Туркестанской республики), руководителем мусульман Монголии Локпан хаджой. Эти люди неоднократно были гостями в нашей семье, где их гостеприимно встречала моя мама Ризванам Махмуткызы. В моей памяти они остались очень скромными, широко образованными, обаятельными людьми, которые в годы сталинских репрессий сохранили великую веру в Аллаха. Все они прошли через лагеря, ссылки. Эти влиятельные исламские священнослужители, знаменитые теологи неоднократно выступали на пятничных молитвах (жума-намаз) в нашей мечети с проповедями перед верующими (вспомним, что в те годы на всей территории Казахстана было лишь 7-8 мечетей). В таких случаях в мечети собиралось несколько сотен человек. Разве можно это забыть! Обычно богословы приезжали в Каргалы в четверг, ночевали у нас дома, а рано утром в пятницу шли в мечеть.
К Абдыкадыру-кари приезжали и многие знаменитые казахские ученые, писатели, деятели культуры. Особенно близкие отношения у него сложились с известным профессором-физиком, педагогом Жамбылом Тобаяковым.
Конечно, имам Абдыкадыр-кари был неординарной личностью. Считаю, что на его судьбу влияли и события на исторической родине уйгуров в Восточном Туркестане (Синьцзян). я много думаю об этом, когда размышляю об отце.
Казалось, что для мусульманской религии не было тяжелее времени, чем сталинское, но после прихода к власти в СССР Никиты Хрущева повсеместно стали преследовать верующих, закрывать мечети. Хрущев, желая к 1980 году построить коммунизм, где все граждане будут атеистами, стал с новым рвением преследовать ислам. В СССР к 1980 году должен был сформироваться единый советский народ, где все должны говорить на одном русском языке, а все граждане обязаны стать безбожниками. Но это - тема уже для другого рассказа.
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район