Лес туранговый
«Мы ехали по трассе, проложенной через пустыню Такла-Макан, и нам предложили показать туранговый лес» (из дневника экспедиции в Кашгарию «По следам экспедиции Чокана Валиханова» Казахстанского национального географического общества).
Я слышал об этом дереве и до этого, видел его у нас в Казахстане. И в селе Лобнор, на месте, где раньше колыхались воды загадочного озера, и на берегу реки Тарим я видел турангу – евфратский тополь. Из ее древесины рыбаки изготавливали себе лодки, которые напоминали каноэ американских индейцев, хорошо представляемые мной по любимым с детства книгам Фенимора Купера и Майн Рида.
Автомобиль двигался, а я рассматривал пустыню. Мы видели унылые солончаки, которые пролегали по обеим сторонам дороги. Изредка стали появляться засохшие деревья из-под барханов.
Сначала виднелись одинокие зеленые деревья, а потом неожиданно появился лес. Трудно было поверить, что это не мираж, а именно реальный лес. Но это был действительно он! Таинственное дерево туранга растет в суровой природной среде, низинах пустыни, где летом стоит страшный зной, а зимой – лютый холод. Это реликтовое дерево - одно из старейших на планете, ему более 135 миллионов лет. Специалисты называют его «живым окаменелым растением». Туранга, которая растет в пустыне Такла-Макан - особый подвид этого дерева.
Такламаканская туранга доживает до тысячи лет, а потом, упав и не тлея, может лежать в песках еще тысячу. Но самое удивительное – из упавшей туранги, засыпанной песком, могут появляться зеленые ростки, которые вновь превращаются в деревья! Это, конечно, чудо, созданное природой. Без туранги трудно представить жизнь местных жителей. Кашгарцы за выносливость и любовь к жизни называют его «батыром» и считают красивейшим в крае.
Узнав ближе жизнь и характер людей в этой огромной стране, я понял, что не только виноград, но и туранга является символом Кашгарии. Ведь местные жители издревле жили не только в оазисах, но и в пустынных или полупустынных местах, на берегах озера Лобнор или кочующей реки Тарим, где жизнь местного населения представить невозможно без этого уникального дерева. Еще недавно большинство предметов домашнего обихода люди делали из туранги. Это посуда, ложки, сундуки, повозки, а до принятия ислама и гробы... Знаменитые колонны в старинных мазарах и мечетях края тоже сделаны, в основном, из него. Конечно, без этого дерева здесь трудно было бы выжить.
Мы вышли из автомобиля, зашли в лес. Это был странный лес, под моими ногами - песок, а не земля, но на деревьях птицы пели песни. Они были различной формы: вот высокая туранга, которая тянется к небу, а рядом приземистая, но с широкой кроной, которая раскинулась на несколько десятков метров. А у этого дерева часть веток высохла и отломилась, наверное, несколько веков назад, а оставшаяся пышет ярко-зелеными листьями. Взял в руки небольшую ветку и удивился: впервые в жизни встретил дерево, у которого листья были различных размеров и формы. Взял несколько на память об этом таинственном дереве. В этом древнем лесу стоял приятный запах, издаваемый турангой. Здесь легко дышалось. Лес и пустыня – это антонимы, но в Такла-Макане они мирно уживаются.
Неожиданно под ногами я увидел ежа, был рад встрече со старым знакомым, но, очевидно, здесь живет особый его подвид. А вот пробежал песчаный заяц. Вдали заметил косулю, недалеко паслись джейраны и дикие козлы. Небольшая рыженькая хищница-лисица хитро бегала между ними.
Я подошел к местным жителям, которые сидели в тени туранги, и разговорился с ними. Это были молодые 35-летние мужчины Садыр и Тохты Асан, которые жили в селе недалеко от леса.
Тохты Асан рассказал историю, которая напомнила мне русское сказание начала XVII века об Иване Сусанине. Сюда, в туранговый лес, отважный старик Анвар в начале XIX века завел захватчиков. Сам погиб, но и враги, не найдя обратной дороги, нашли свой смертный час, не выдержав жажды и голода.
Рядом с мужчинами я заметил тазик с коричневой жидкостью.
– Что это за жидкость? – спросил я у них.
– Это сок туранги, который капает с порезанной ветки, он лечит от сердечных и сосудистых заболеваний. Обычно сок собирают в октябре, когда опадают листья. В это время года сюда приезжают лекари и больные даже из-за границы и внутреннего Китая, чтобы собрать целебный сок.
Я поднял голову и увидел, как он капает. От внимания наших новых знакомых не скрылось, что я заинтересовался необычной жидкостью. Садыр налил мне в маленькую бутылку турангового сока. Я поблагодарил мужчин за щедрость и, пожелав им всего доброго, попрощался.
Еще совсем недавно вокруг всей пустыни кольцом замыкались туранговые леса, предохраняя оазисы от наступления пустыни, но, к сожалению, в последнее время, особенно в 50–60-е годы прошлого века, эти зеленые насаждения были безжалостно уничтожены. Сейчас люди стали искусственно подсаживать турангу. Я видел аллеи из этого дерева по обеим сторонам дороги на трассе Кашгар-Яркенд-Кагалык-Хотан. Деревья поливали капельным методом, но ведь, чтобы из маленького деревца выросла зрелая туранга, необходимы десятилетия, а то и века.
Автомобиль, покинув туранговый лес, остановился. Я разулся и долго гулял по великой пустыне. Ногам было тепло и уютно. Я полюбил Такла-Макан: она показалась мне хоть и таинственной, но не страшной. Я взял горсть песка, решив, что привезу его домой и буду хранить как память о встрече с загадочной пустыней. Кроме туранги, я заметил также саксаул и кустарники тамариска. Тамариск – это пышный кустарник, который задерживает песок, образуя холмы. Иногда их высота достигает десяти метров. Холмы обычно располагаются в шахматном порядке, образуя труднопроходимые участки. Там, где растет этот кустарник, барханы не кочуют.
Исмаилжан ИМИНОВ, Жамбылский район