Автодом мечты
Евгений Мельников из г. Талгара строит не просто автоприцепы, а настоящие передвижные дома мечты. Обычный пикап в его руках превращается в уютное и надежное жилище, где есть все — от горячей воды до отдельной спальни. Своими проектами он удивляет окружающих и доказывает, что на казахстанских дорогах можно путешествовать с комфортом.
— Евгений, Ваше увлечение конструированием началось с детства, наверняка что-то не получалось. Как складывалось Ваше развитие в этой сфере, и что Вас мотивировало продолжать пробовать?
— Мое увлечение действительно началось с детства. Родители покупали мне металлические конструкторы, которые в советское время были довольно популярны. Я мог часами сидеть над моделями, превращая обычные детали во что-то уникальное. Книжки с инструкциями меня не устраивали: я всегда искал способы выйти за рамки стандартных решений. Уже тогда приходилось соединять детали из нескольких наборов, чтобы создать что-то свое, не-
обычное. Это было не просто увлечение – меня вдохновляло чувство, что я могу сделать что-то лучше и интереснее, чем было предложено. В школе я выписывал технические журналы, увлекался чертежами. Помню, в девятом классе сделал модель, которая сразу попала на выставку. Этот успех сильно меня вдохновил, хотя тогда я еще и представить не мог, что однажды начну строить дома на колесах.
— Сегодня Ваши автодома отличаются оригинальностью и практичностью. Расскажите, как Вы пришли к идее построить первый автодом?
— Идея пришла ко мне постепенно благодаря накопленному опыту и наблюдениям. Я долгое время работал дальнобойщиком и хорошо знаю, что значит надежность транспорта в дороге. На наших дорогах, особенно если едешь по бездорожью, техника подвергается огромным нагрузкам. Я видел, как ломались даже самые дорогие и надежные автодома. Проблема была в конструкции: шурупы, которые не выдерживали вибрацию, и детали, которые просто отваливались. Тогда я решил, что могу сделать лучше. Первый автодом я строил два года. Это был трудоемкий процесс: каждый элемент я проектировал сам, выпиливал на станке. Никаких готовых комплектов, все разрабатывалось с нуля. Основной принцип – надежность. Моя будка цельная, склееная за один раз, как грецкий орех. Благодаря этому ничего не отваливается, даже если ехать по самым плохим дорогам.
— Почему Вы выбрали пикап как основу для автодома? Чем Toyota оказалась для Вас лучше других моделей?
— Пикап – это универсальная база. Toyota, на мой взгляд, идеально подходит для путешествий. Эти машины есть в любой стране, на них всегда можно найти запчасти, а сама конструкция надежна. За четыре года эксплуатации у меня не было ни одной поломки. Я мог бы взять что-то дешевле, например, УАЗ, но разница в комфорте огромная. Toyota позволяет путешествовать и зимой, и летом. Внутри работает кондиционер, а проходимость автомобиля позволяет добраться туда, где другие машины просто увязнут.
— Ваши автодома привлекают внимание. Расскажите, какие реакции вызывают Ваши проекты и кто ими интересуется?
— На дорогах к моим автодомам всегда приковывается внимание. Люди сигналят, показывают большой палец вверх, иногда останавливаются, чтобы рассмотреть поближе. Были случаи, когда ко мне приезжали пастухи из горных аулов. Они приходили совсем по другим делам, но, увидев автодом, заходили внутрь, интересовались конструкцией. Конечно, у нас в Казахстане юрта – универсальное решение, но такого комфорта, как в автодоме, она не дает. Здесь есть все, что нужно: горячая и холодная вода, биотуалет, душевая, спальные места.
— Ваши проекты – это не только инженерная идея, но и комфорт в каждой детали. Как Вам удается предусмотреть все, что нужно в дороге?
— Я стараюсь подходить к проектированию, исходя из личного опыта. Например, первый автодом я строил интуитивно, но во втором учел все недочеты. Так, умывальник в душевой кабине оказался лишним – за четыре года мы ни разу им не пользовались, поэтому в новом проекте его не будет. Все пространство организовано максимально рационально. Для меня важно, чтобы было удобно и летом, и зимой. Будка построена как термос: летом внутри прохладно, а зимой тепло. Это особенно важно, когда путешествуешь с семьей.
— Вы упомянули, что строите второй автодом. Чем он будет отличаться от первого, и какие цели Вы перед собой ставите?
— Второй автодом – это продолжение моего опыта и попытка сделать лучше. Например, я увеличил окна для хорошего освещения, упростил конструкцию в некоторых местах, чтобы сократить трудозатраты. Это не коммерческий проект, я делаю все в свое удовольствие. Надеюсь, когда закончу, смогу продать первый автодом – два таких автомобиля мне не нужно.
Евгений мечтает работать конструктором на заводе, но его увлечение уже сейчас приносит радость и вдохновение не только ему, но и окружающим. Его проекты – это пример того, как можно соединить талант, опыт и упорный труд, создавая не просто транспорт, а дома мечты на колесах.
Фатима ЕРЖАНОВА, Талгарский район