Звук - дело тонкое…

Быть логопедом - значит не просто учить звукам, а помогать ребенку обрести голос, научиться выражать себя и уверенно говорить с миром. Это кропотливая, почти ювелирная работа с каждым словом, интонацией и даже тишиной.
В городе Қонаев одним из таких молодых и увлеченных специалистов является Виктория Ким. Она занимается частной практикой, помогая детям чисто говорить и быть уверенными в своем завтра.
Более пяти лет назад Виктория Ким закончила Карагандинский государственный университет имени Е. Букетова по направлению «Специальная педагогика. Логопедия». Она всегда интересовалась медициной и психологией, а речевая коррекция как раз объединяет эти две области, позволяя помогать детям не только с выстроением речи, но и с общением в целом.
Сразу после вуза Виктория начала частную практику и сегодня является действующим специалистом по речевому развитию детей от четырех до шестнадцати лет, а также работает со взрослыми. Хотя последние обращаются значительно реже: многие из них либо привыкли жить с особенностями речи, либо просто не считают их серьезной проблемой.
Занятия проходят на русском языке. Как объясняет молодой логопед, она не берется за коррекцию речи у детей младше трех лет: с такими малышами работают специалисты по раннему развитию, которые специализируются именно на этом возрасте.
- Чем раньше начата коррекция, тем выше шансы на успех. У детей в этом возрасте еще формируются речевые привычки, а значит, их легче скорректировать, - объясняет специалист.
В задачу логопеда входит не просто «поправить шепелявость», а научить ребенка быть услышанным, понять себя и говорить уверенно. Это работа с основами мышления и восприятия - то, с чего начинается формирование личности.
Недавно Виктория разработала очный курс «Основы логопедии» и провела серию занятий с учениками. А чуть раньше она выпустила мини курс под названием «Дисплаксия», посвященный коррекции сложностей с речевой координацией (когда ребенку трудно управлять движениями губ и языка).
Работа с каждым случаем начинается с индивидуальной диагностики: речь, артикуляция, грамматический строй, слоговая структура, звукопроизношение, связность и даже речевая память. Оценка начинается с момента, как ребенок переступает порог кабинета. Также Виктория обязательно учитывает запросы родителей и возраст - от этого зависит и способ обследования, и дальнейшая работа.
В своей практике она активно использует технологии: анимационные презентации, логопедические мобильные приложения и онлайн-игры делают занятия интереснее, а домашние задания понятнее. Это снижает нагрузку на родителей - они могут повторять упражнения вместе с детьми.
Каждое занятие начинается с подготовки речевого аппарата. Упражнения простые, но эффективные: язык «цокает», словно копыта лошади, «рисует» круги и «красит» верхнее небо. Губы вытягиваются «хоботком» и расправляются в улыбке. Она также использует логопедические зонды - постановочные и массажные. Они помогают «настроить» артикуляцию и ускоряют результат. После каждого применения инструменты обязательно стерилизуются.
- Я работаю исключительно индивидуально, и подход всегда подбирается под конкретного ребенка. С годами приходит свое видение - слушаешь не только речь, но и характер, психологическое состояние, даже темп, - делится логопед.
Виктория постоянно повышает квалификацию: участвует в вебинарах, проходит онлайн-курсы, изучает современную профессиональную литературу. Общение с коллегами в профессиональных сообществах – еще один важный ресурс. В этих группах, объединяющих логопедов со всего СНГ, специалисты делятся опытом, находят свежие решения, обсуждают сложные случаи и поддерживают друг друга.
Родители в процессе - не наблюдатели
- Главное – регулярность! Логосессия, упражнения, наблюдение за речью ребенка, корректировка дома. Я иногда записываю короткие видео для мам и пап о том, как поставить язык или держать губы, - говорит Виктория.
Иногда приходится отказываться от работы с ребенком - к счастью, такие случаи редкость. Но если родитель проявляет агрессию, пренебрегает договоренностями, нарушает установленные правила проведения корректирующих занятий - дальнейшее взаимодействие прекращается. Важно сохранять твердую позицию: специалисту нужно доверие, а рекомендации должны соблюдаться. По словам Виктории, в большинстве случаев истоки речевых трудностей уходят в домашнюю среду. Родители, сами того не осознавая, могут мешать развитию речи - перебивая ребенка, исправляя каждый звук, отвечая за него или, наоборот, не вовлекая в общение. А без живого контакта и безопасного пространства для высказывания детям сложно научиться говорить свободно и уверенно.
На консультацию к логопеду родители приходят с самыми разными вопросами. У кого-то ребенок поздно начинает говорить, у кого-то - путает или искажает звуки, кто-то заикается. Иногда нужна специальная гимнастика для языка и мышц лица - она помогает говорить четче. Бывает, что малышу сложно управлять речью из-за особенностей развития. В таких случаях специалист подбирает упражнения и занятия, чтобы постепенно выровнять речь и помочь детям говорить увереннее.
- Самое сложное - дети с эмоциональными блоками. В практике был случай: девочка в состоянии, похожем на депрессию, все время плакала и не проявляла интереса. Мы приостановили занятия до консультации у психолога. Без здоровой психики речевое развитие невозможно, - вспоминает Виктория.
Ее самые радостные моменты - успехи воспитанников, когда после упорной работы появляются первые уверенные слова и заметный прогресс в речи.
- Когда речь становится чище, появляется фразовая структура, маленький ученик начинает говорить свободно и уверенно – чувствую себя счастливой! - делится девушка.
Нередко Виктории приходится сталкиваться с распространенными заблуждениями, когда родители говорят: «Папа тоже заговорил поздно - и ничего, подождем». Или думают, что логопед - это врач. На такие сомнения у нее простой и точный ответ: «Речь - это не врожденный дар, а навык. Ее нужно развивать и учить ее правилам, как вождению. Откладывание занятий только усложняет ситуацию - ведь чем раньше начать, тем легче и быстрее ребенок освоит речь.
По статистике, речевые нарушения есть у каждого третьего ребенка, а специалистов не хватает, особенно в госсекторе.
- Логопедия - профессия будущего, но многие уходят в частную практику из-за зарплаты. Здесь точно есть над чем подумать, - говорит Виктория.
Своих бывших учеников она иногда встречает на улице. Кто-то машет рукой, кто-то подбегает.
- Когда вижу, что мой бывший ученик свободно говорит - это, пожалуй, самое приятное в профессии! Некоторые родители пишут теплые сообщения, приносят цветы, продолжают общение и после окончания курса, - делится молодой специалист.
Виктория увлеченно продолжает заниматься тем, что у нее получается лучше всего – помощью в обретении маленькими казахстанцами одного из ведущих навыков развитой личности.
Мария КАГАН, город Қонаев