Среда, 20 Августа 2025

Звук - дело тонкое…

Звук - дело тонкое…

Быть логопедом - значит не просто учить звукам, а помогать ребенку обрести голос, научиться выражать себя и уверенно говорить с миром. Это кропотливая, почти ювелирная работа с каждым словом, интонацией и даже тишиной. 
В городе Қонаев одним из таких молодых и увлеченных специалистов является Виктория Ким. Она занимается частной практикой, помогая детям чисто говорить и быть уверенными в своем завтра.
Более пяти лет назад Виктория Ким закончила Карагандинский государственный университет имени Е. Букетова по направлению «Специальная педагогика. Логопедия». Она всегда интересовалась медициной и психологией, а речевая коррекция как раз объединяет эти две области, позволяя помогать детям не только с выстроением речи, но и с общением в целом.
Сразу после вуза Виктория начала частную практику и сегодня является действующим специалистом по речевому развитию детей от четырех до шестнадцати лет, а также работает со взрослыми. Хотя последние обращаются значительно реже: многие из них либо привыкли жить с особенностями речи, либо просто не считают их серьезной проблемой.
Занятия проходят на русском языке. Как объясняет молодой логопед, она не берется за коррекцию речи у детей младше трех лет: с такими малышами работают специалисты по раннему развитию, которые специализируются именно на этом возрасте.
- Чем раньше начата коррекция, тем выше шансы на успех. У детей в этом возрасте еще формируются речевые привычки, а значит, их легче скорректировать, - объясняет специалист.
В задачу логопеда входит не просто «поправить шепелявость», а научить ребенка быть услышанным, понять себя и говорить уверенно. Это работа с основами мышления и восприятия - то, с чего начинается формирование  личности.
Недавно Виктория разработала очный курс «Основы логопедии» и провела серию занятий с учениками. А чуть раньше она выпустила мини курс под названием «Дисплаксия», посвященный коррекции сложностей с речевой координацией (когда ребенку трудно управлять движениями губ и языка). 
Работа с каждым случаем начинается с индивидуальной диагностики: речь, артикуляция, грамматический строй, слоговая структура, звукопроизношение, связность и даже речевая память. Оценка начинается с момента, как ребенок переступает порог кабинета. Также Виктория обязательно учитывает запросы родителей и возраст - от этого зависит и способ обследования, и дальнейшая работа.
В своей практике она активно использует технологии: анимационные презентации, логопедические мобильные приложения и онлайн-игры делают занятия интереснее, а домашние задания понятнее. Это снижает нагрузку на родителей - они могут повторять упражнения вместе с детьми.
Каждое занятие начинается с подготовки речевого аппарата. Упражнения простые, но эффективные: язык «цокает», словно копыта лошади, «рисует» круги и «красит» верхнее небо. Губы вытягиваются «хоботком» и расправляются в улыбке. Она также использует логопедические зонды - постановочные и массажные. Они помогают «настроить» артикуляцию и ускоряют результат. После каждого применения инструменты обязательно стерилизуются.
- Я работаю исключительно индивидуально, и подход всегда подбирается под конкретного ребенка. С годами приходит свое видение - слушаешь не только речь, но и характер, психологическое состояние, даже темп, - делится логопед.
Виктория постоянно повышает квалификацию: участвует в вебинарах, проходит онлайн-курсы, изучает современную профессиональную литературу. Общение с коллегами в профессиональных сообществах – еще один важный ресурс. В этих группах, объединяющих логопедов со всего СНГ, специалисты делятся опытом, находят свежие решения, обсуждают сложные случаи и поддерживают друг друга.
Родители в процессе - не наблюдатели
- Главное – регулярность! Логосессия, упражнения, наблюдение за речью ребенка, корректировка дома. Я иногда записываю короткие видео для мам и пап о том, как поставить язык или держать губы, - говорит Виктория.
Иногда приходится отказываться от работы с ребенком - к счастью, такие случаи редкость. Но если родитель проявляет агрессию, пренебрегает договоренностями, нарушает установленные правила проведения корректирующих занятий - дальнейшее взаимодействие прекращается. Важно сохранять твердую позицию: специалисту нужно доверие, а рекомендации должны соблюдаться. По словам Виктории, в большинстве случаев истоки речевых трудностей уходят в домашнюю среду. Родители, сами того не осознавая, могут мешать развитию речи - перебивая ребенка, исправляя каждый звук, отвечая за него или, наоборот, не вовлекая в общение. А без живого контакта и безопасного пространства для высказывания детям сложно научиться говорить свободно и уверенно.
На консультацию к логопеду родители приходят с самыми разными вопросами. У кого-то ребенок поздно начинает говорить, у кого-то - путает или искажает звуки, кто-то заикается. Иногда нужна специальная гимнастика для языка и мышц лица - она помогает говорить четче. Бывает, что малышу сложно управлять речью из-за особенностей развития. В таких случаях специалист подбирает упражнения и занятия, чтобы постепенно выровнять речь и помочь детям говорить увереннее.
- Самое сложное - дети с эмоциональными блоками. В практике был случай: девочка в состоянии, похожем на депрессию, все время плакала и не проявляла интереса. Мы приостановили занятия до консультации у психолога. Без здоровой психики речевое развитие невозможно, - вспоминает Виктория.
Ее самые радостные моменты - успехи воспитанников, когда после упорной работы появляются первые уверенные слова и заметный прогресс в речи.
- Когда речь становится чище, появляется фразовая структура, маленький ученик начинает говорить свободно и уверенно – чувствую себя счастливой! - делится девушка.
Нередко Виктории приходится сталкиваться с распространенными заблуждениями, когда родители говорят: «Папа тоже заговорил поздно - и ничего, подождем». Или думают, что логопед - это врач. На такие сомнения у нее простой и точный ответ: «Речь - это не врожденный дар, а навык. Ее нужно развивать и учить ее правилам, как вождению. Откладывание занятий только усложняет ситуацию - ведь чем раньше начать, тем легче и быстрее ребенок освоит речь.
По статистике, речевые нарушения есть у каждого третьего ребенка, а специалистов не хватает, особенно в госсекторе. 
- Логопедия - профессия будущего, но многие уходят в частную практику из-за зарплаты. Здесь точно есть над чем подумать, - говорит Виктория.
Своих бывших учеников она иногда встречает на улице. Кто-то машет рукой, кто-то подбегает. 
- Когда вижу, что мой бывший ученик свободно говорит - это, пожалуй, самое приятное в профессии! Некоторые родители пишут теплые сообщения, приносят цветы, продолжают общение и после окончания курса, - делится молодой специалист.
Виктория увлеченно продолжает заниматься тем, что у нее получается лучше всего – помощью в обретении маленькими казахстанцами одного из ведущих навыков развитой личности.

Мария КАГАН, город Қонаев

Другие новости

АУДАН ӘКІМІ ЖЕКЕ ҚАБЫЛДАУ ӨТКІЗДІ

АУДАН ӘКІМІ ЖЕКЕ ҚАБЫЛДАУ ӨТКІЗДІ

Іле ауданының әкімі  Қайыржан  Серікбайұ...

  20.08.2025   128
Новая жизнь старых сетей

Новая жизнь старых сетей

Руководитель Департамента Комитета по регулировани...

  20.08.2025   122
Шаг к доступному жилью

Шаг к доступному жилью

На площадке Региональной службы коммуникаций прошл...

  20.08.2025   142
Тепло под ключ

Тепло под ключ

В народе говорят: «Готовь сани летом». Этот принци...

  20.08.2025   145
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.