Алматинская эволюция ритейла
В Алматы состоялась XXIII Международная выставка моды Central Asia Fashion Spring 2019. CAF - крупнейшее fashion-мероприятие на территории Центральной Азии, представляющее собой тандем моды и бизнеса.
В CAF Spring 2019 приняли участие 92 экспонента из 16 стран: Франция, Испания, Греция, Украина, Турция, Сербия, Словения, Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Польша, Молдова, Греция, Иран, Франция, Китай. Это ведущие производители и поставщики мужской, женской и детской одежды, обуви, аксессуаров, нижнего белья, вечерних нарядов, головных уборов и других сегментов. Благодаря зоне EXPO у участников была отличная возможность заявить о компании и напрямую пообщаться с закупщиками. В зоне SHOW на протяжении 3-х дней проходили модные показы, где дизайнеры и представители модных марок демонстрировали последние коллекции.
Для обеспечения максимальной посещаемости выставки организатор - компания CATEXPO - проводит уникальную байерскую программу, обеспечивая региональным посетителям бесплатное проживание и трансфер в Алматы. Посетителями выставки стали около 4 000 закупщиков из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.
Неоспоримое преимущество CAF заключается в том, что посетители могут принять участие в работе зоны BUSINESS, где функционируют дискуссионные площадки и проходят обучающие тренинги с казахстанскими и международными экспертами. Приглашенный эксперт бизнес-программы CAFS 2019, основатель и стратегический директор компании IDNT Николай Чумак (Украина, Киев) обрисовал тенденции, показывающие эволюцию ритейла:
- В мире набирают популярность большие магазины с большим количеством локальных брендов. Сегодня объединение предпринимателей под одной крышей – порой единственный шанс на выживание. Потребителям стало удобнее приходить в одну точку и получать сразу все: еду, шоппинг, развлечения, возможность купить подарки, и вообще, всячески побаловать себя и близких. Маленькие магазины вряд ли останутся на плаву. Также на первый план вышел клиентский опыт – комплекс впечатлений, который получает потребитель от продукта. Времена, когда на полке лежали только коричневые и зеленые вещи («не нравится зеленое, носи коричневое, потому что больше ничего нет»), давно миновали. Сейчас у потребителя огромный выбор, и, если ему что-то не понравится в магазине в плане ассортимента, сервиса или ценовой политики, он уйдет и больше не вернется.
По словам Николая, в 2019 году со щитом тот, кто разными способами старается доставить покупателю удовольствие, предложить ему какой-либо уникальный продукт, а еще лучше, дать возможность самому создать для себя изделие. Например, расписать своими руками кроссовки или нашить аппликацию на футболку. Тем самым потребитель получает главную «плюшку» современных продаж – положительные эмоции.
Сессия ритейл-аналитики от компании Nielsen Kazakhstan показала, что в конце 2018-начале 2019 года настроение казахстанских покупателей несколько поднялось по сравнению с периодом конца 2017-начала 2018 гг.
- Согласно нашим исследованиям, 76% потребителей сейчас имеют свободные деньги после оплаты основных счетов, - сообщила Лейла Мусатаева, консультант по работе с ритейлерами «AC Nielsen Kazakhstan» (Казахстан, Алматы). - На новую одежду они тратят 33% свободных денег, на развлечения - 28%. Важная информация: население РК становится моложе. 60% населения моложе 35 лет. Средний возраст казахстанца – 30,6 лет, а в соседней России этот показатель составляет 39,6 года. Это сигнал для ритейлеров – необходимы детские, подростковые и молодежные товары, а также освоение разных способов привлечения именно молодежной аудитории.
«Как превратить лайки в социальных сетях в реальные продажи?» - эта панельная дискуссия собрала ведущих fashion-блогеров Казахстана. Сегодня сложно переоценить роль блогеров. Если 3-4 года назад это понятие удивляло, то теперь все знают, что блогеры не только влияют на общественное мнение, но и могут похвастать гораздо большими охватами аудитории, чем некоторые традиционные СМИ.
Fashion-блогеры сошлись во мнении, что в настоящее время для того, чтобы продвигаться в социальных сетях, необходимо иметь бюджет.
– Нужно вкладываться. Аккаунты в соцсетях - это ваше лицо. Вы должны делать качественные фотографии, видео. Профессиональная съемка, стилисты, визажисты, видеооператоры требуют финансовых и временных вложений. Это, в самом деле, трудоемкий процесс, - отметила Яна Бобрыка, fashion-beauty блогер, актриса, кинопродюсер, основатель бренда @byanka.kz.
Эту мысль поддержала Асель Зои, общественный деятель, fashion-блогер. Она представила на выставке CAFS фотопроект «Cultural Atlaz», который успешно продвигается в инстаграме. С его помощью Асель задумала наглядно показать культурную общность и межнациональное родство людей, населяющих планету Земля. Визуальный концепт проекта – это перевоплощение автора в представителей различных народностей, а также стильная адаптация национальных костюмов к гардеробу современной женщины. Весь материал снят в Алматы и его окрестностях.
На фотовыставке в рамках CAFS 2019 представлено 8 реинкарнаций из Казахстана, Индии, Германии и Японии.
- Мы – представители различных национальностей, разных полов и веры. Мы все разные и в то же время практически одинаковы, мы едины. Я поставила себе цель помочь людям убрать стену непонимания, которая, возможно, разделяет людей различных национальностей и культур. Посредством Cultural Atlaz я хочу вдохновить людей принять культурное разнообразие друг друга, - сообщила Асель Зои.
Вера Ляховская, PR-менеджер проекта