Вторник, 15 Июня 2021

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Повышение функциональной грамотности учащихся способствует развитию школьной информационной среды. Грамотная личность – это самостоятельный человек, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, компетенциями.

     Важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность - рассматривается как способность использовать все постоянные приобретаемые в жизни знания, умения, навыки.

      В Послании Первого Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» большое внимание уделяется вопросам сферы образования. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией», отмечено в Послании.

     Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности - это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

     Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения также отражен в Послании Президента: «необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

     Чем понятие «чтение» отличается от понятия «Функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для конкретной задачи или выполнения определенного задания.

      Внедрение современных методов и технологий, повышение качества образования является гарантией развития Казахстана. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также предмета «география».

  1. Проблемы развития функциональной грамотности на уроках географии

     Образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. То есть,  в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.

Возникает проблема: неумение учащихся работать с предлагаемой информацией целенаправленно, искать недостающую информацию.

Не секрет, что до сих пор на географию смотрят как на описательную науку, когда учитель просто констатирует факты и дает сухую характеристику событий и явлений, происходящих в мире. Конечно, это не способствует всплеску интереса учеников к нашему предмету. К тому же цифровая революция позволяет современному ученику получить моментальный доступ к любой информации. Современный ученик не хочет просто читать учебники по географии, бумажные атласы, когда у него есть возможность быстро зайти в сеть и посмотреть огромное количество интересной информации о разных территориях земного шара. Соответственно, одним из необходимых условий успешной методики является усиление самостоятельности учащихся. Практика показывает, что самостоятельная работа способствует развитию у школьника важнейшего качества – самостоятельности, умения в течение всей своей жизни пополнять свои знания через самообразование и применять их на практике.

  1. Пути решения проблемы развития функциональной грамотности на уроках географии.

    По итогам работы мы выдвигаем следующие методические рекомендации по развитию функциональной грамотности:

- На основе системы профессиональных компетенций учителя овладевать приемами моделирования и проектирования своей профессиональной деятельности:

- Сформировать способность проектирования уроков различной целевой направленности в системе инновационных технологий;

- Раскрытие творческого потенциала личности на основе индивидуализированного подхода в учебном процессе, развитие духовной и нравственной культуры личности, формирование активной гражданской позиции;

- Определение соответствия уровня функциональной грамотности школьников, овладение системой ключевых компетенций;

- Развитие функциональной грамотности учеников в области информационной технологии.

Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности на уроках географии.

  1. Использование АМО (активные методы обучения)
  2. Применение формативного оценивания.
  3. Продумать разноуровневый подход.
  4. Применение системы вопросов по таксономии Блума, РАФТ, эссе, 6 шляп и т.д.
  5. Выступление учителя в роли консультанта, помощника.

В методических целях удобно использовать классификацию теста. Тесты делятся сплошные и не сплошные.

        Примеры заданий со сплошным тестом:

  1. Задания множественного выбора: выбор правильного ответа из предложенных вариантов, т. е. привычный тест.
  2. Определение вариантов утверждений.
  3. Нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями.
  4. Нахождение соответствующих содержанию теста слов, выражений, предложений.
  5.  Заполнение пропусков текста предложениями, несколькими словами, одним словом.
  6. Дополнение и завершение предложений.
  7. Заполнение таблиц на основе текста.
  8. Задания – ситуации.

К не сплошным тестам относится графики, диаграммы, кластеры, географические карты и карты местности, планы помещения.

На своих уроках я применяю разные задания на «анализ», «синтез», «оценку» и использую стратегии АМО.

Задания на уровень «анализ»

  1. Работа с текстом «Кто написал труд «Хождение за три моря»?»

- Как вы думаете, о каком человеке идет речь в тесте?

- Почему именно так он назвал свой труд?

( Афанасий Никитин)

  1. Игра «Найди лишнее слово»

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Биосфера

Стратосфера

 

  1. Игра «Найди общее»

Растения, животные, микроорганизмы, грибы.

(Биосфера)

 

   Задания на уровень «синтез»

  1. Работа с тестом

- Угадай, какое определение подходит к рисункам?

  1. Составление вордингвордов.
  2. Составление диаграмм Вена.

   Задания на уровень «оценка»

  1. Вставь пропущенные в тексте слова.
  2. Закончи предложение.
  3. Задание на соотношение.
  4. Цифровой географический диктант.
  5. Альтернативный диктант.

 

   В работе использую следующие стратегии АМО

  1. «Толстые» и «тонкие» вопросы.
  2. «Ромашка Блума» или «кубик Блума»
  3. «Синквейн»
  4. «Шесть шляп»
  5. «Снежный ком»
  6. «Горячий стул»
  7. «Аквариум»
  8. «Аукцион»
  9. «Кейс – стадии»
  10.  «Дерево решений»

      Эти задания и стратегии создают возможности для инициативы и творческой деятельности, ученики получают личный опыт, возможность самореализации, уменьшается беспокойство, скука от школьного обучения, что способствует самоконтролю и личной ответственности учащихся.

     Таким образом, в ходе анализа состояния проблемы в педагогической теории и практике было расширено содержание понятия «функциональная грамотность», которое рассматривается нами как определенный уровень образованности учащихся, показывающий степень готовности в овладении ими ключевыми (базовыми) компетенциями, способами приобретения знаний и работы с информацией, способностью многократно переквалифицироваться в течение жизни.

     В заключение отметим, что окончательным критерием завершения переходного периода и наступления новой стадии социального развития должен служить не уровень развития технологий и не все информации по отношению к прочим экономическим ресурсам, а обретение основной массой членов общества функциональной грамотности.

     Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.

 

Захарова Евгения Николаевна,

учитель географии, тренер

 КГУ СШ8 им.Н.Островского

г.Талдыкорган

Другие новости

Качества чтения и понимания текста

Качества чтения и понимания текста

Все мы знаем, что исследование PIRLS проводится в...

  11.06.2021   239
В 2021 году в Жетысуском Университете выделят гранты для одаренных детей

В 2021 году в Жетысуском Университете выделят гранты для одаренных детей

В этом году в Жетысуском Университете, помимо респ...

  07.06.2021   532
Кто победит: гаджеты или книги?

Кто победит: гаджеты или книги?

Важное достижение республики в период пандемии свя...

  06.06.2021   514
Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Повышение функциональной грамотности учащихся спос...

  05.06.2021   408
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.