Казахстанских студентов-мультипликаторов пригласили на практику в «Союзмультфильм» и «WizartAnimation»
Студенты факультета «Кино и телевидение», обучающиеся по специальностям «режиссура анимационного фильма» и «художник-аниматор» Казахской национальной академии искусств им Т.К. Жургенова, встретились с руководителями ведущих анимационных студий России. Встреча с директором киностудии «Союзмультфильм» Борисом Машковцевым и генеральным продюсером компании «WizartAnimation» Юрием Москвиным прошла в стенах самой Академии, итогом которой стала договоренность о возможности стажировки казахстанских студентов на российских студиях. Поддержку и содействие в организации обучения окажет инициатор встречи – Государственный центр поддержки национального кино.
Разговор начинающих мультипликаторов Казахстана и «гигантов» российской анимации состоялся в формате «Вопрос - ответ». Студентов Академии - будущих художников-аниматоров, сценаристов и режиссеров анимационного кино - интересовал каждый этап создания проекта. Ребята подробно спрашивали – сколько времени уходит на создание полнометражного анимационного фильма в России, сколько людей трудятся над таким киноформатом, на каких компьютерных программах работают российские аниматоры.
«В отношении производства полного метра хорошо видно на примере нашего нового проекта «Гензель и Гретель», на котором только в студии трудятся около 200 человек, а еще есть и фрилансеры. Общее количество 250-300 человек. По аутсорсингу мы работаем больше с европейскими аниматорами и бразильскими», - рассказал генпродюсер «WizartAnimation» Юрий Москвин.
«В отношении сроков производства – с формальной точки зрения, если вы обращаетесь за софинансированием проекта в Фонд кино России, то от момента подачи заявки до момента, когда вы должны продемонстрировать готовое кино, вам дается 3 года. Вообще предполагается, что вы еще до этого этапа должны основательно подготовиться, чтобы за планируемые 3 года смогли пройти конвейерную часть производства - девелопмент, разработку проекта», - добавил Борис Машковцев, глава киностудии «Союзмультфильм».
Впечатлили студентов цифры, которые российские аниматоры назвали, отвечая на вопрос «Каким должен быть бюджет анимационного проекта?». «WizartAnimation», к примеру, располагает бюджетом в 6 миллионов долларов. Бюджет стандартной европейской анимации в среднем - 20 миллионов, бюджет топовой европейской анимации - 50 миллионов долларов. Бюджет проекта «Гадкий Я» - 75 миллионов долларов, а мультфильма Frozen («Холодное сердце») - под 200 миллионов долларов.
«И здесь вопрос не с точки зрения денег, а с точки зрения ширины каналов, куда вы сможете это все распространить. Вы позиционируете себя как продюсер, вы говорите – мне нужно продать или купить. То есть для режиссера важно, чтобы кино было интересно, а для продюсера важна окупаемость. Наш рынок на самом деле рискованный и фантазировать, что здесь все проекты окупились – не надо, это не так», - отметил Юрий Москвин.
Россияне также рассказали детали дистрибуции в их стране, каким должен быть правильный подход к фестивальному кино, как обстоят дела с кукольной анимацией, и каким должен быть проект, чтобы можно было рассчитывать на окупаемость. Так, Борис Машковцев рассказал, что в России дистрибуцией анимационных проектов занимаются специальные партнеры, студии самостоятельно выполняют эту функцию в крайнем случае.
«Да, есть проекты, по которым мы сотрудничаем и фактически берем на себя функцию дистрибьютора, но не в чистом виде. У нас просто есть собственные коммерческие компетенции, но на рынке работают профессиональные дистрибьюторы, и если мы хотим эффективного проката в России, мы обратимся к этим дистрибьюторам, мы не будем работать самостоятельно», - рассказал глава киностудии «Союзмультфильм».
«Что касается фестивалей – это очень специфическая тема. Здесь надо смотреть, какую задачу вы преследуете. Если вы снимаете некоммерческое кино, скажем, у меня вышел полнометражный кукольный фильм и первый год или два я вообще никак не коммерциализирую этот проект, и он идет по фестивалям. Я заранее знаю, что он все равно никогда не окупится, и он снимался не за этим, значит, два года фильм работает с точки зрения прямолинейной коммерции вхолостую. А для некоммерческого кино – это единственный способ в будущем как-то окупиться, ведь если он хорошо прошел по фестивалям и получил призы, тогда его купят за деньги», - объяснил Юрий Москвин.
Весьма интересным и даже веселым оказался рассказ Бориса Машковцева об опыте реставрации анимационных проектов на киностудии «Союзмультфильм». На сегодняшний день в коллекции киностудии 1500 фильмов, произведенных предыдущим поколением аниматоров России. Реставрируют их уже на протяжении года.
«Почему пришлось реставрировать? Все началось с простой, как нам казалось, коммерческой задачи - нам нужно было перевести фильмы в формат HD.В последний раз, когда фильмы переносились с пленки, это был формат аналогового телевещания. Так вот, когда мы стали это реставрировать в формате 2K-4K, мы обнаружили, что на мультстанке, на каждом слое стекла, лежала своя аутентичная пыль. И что же происходит дальше? Когда оператор поднимает прижимное стекло и кладет следующий слой целлулоида, пыль чуть-чуть сползает. Дальше ты смотришь полнометражный фильм и видишь, как у тебя по экрану ползет пыль, на разных слоях по-своему, и это все нужно как-то снова убирать. В прошлом году мы пытались это сделать вручную. Это был большой коллектив людей, которые работали в студии, на аутсорсинге, они пытались вручную это чистить. Но все равно показывать эти фильмы на экране было невозможно, было ощущение, что он бракованный. В этом году мы изучили все возможности программного обеспечения и перешли на различные технологии автоматического цветоподавления, и достигли желаемого результата», - говорит Борис Машковцев.
Однако главным результатом встречи с российскими мультипликаторами стало приглашение казахстанских студентов на практику. Как заверили гости из России, двери киностудии «Союзмультфильм» и «WizartAnimation» всегда открыты для казахстанских аниматоров.
«На «Союзмультфильме» можно стажироваться в любое время года в зависимости от того, когда вас ВУЗ готов направить на стажировку. В дальнейшем мы можем пробовать два пути. Первый – это то, когда вы приезжаете и проходите практику в стенах студии, второй – возможность удаленной стажировки. У вас будет прекрасная возможность практиковаться на материале, который находится в активной студийной работе. Вы сможете работать не с абстрактными проектами или проектами, которые вы сами для себя изобретаете под свой вкус и возможности, а в режиме того, как это устроено в «живых» студийных взаимоотношениях между работником и работодателем. Наши двери открыты», - отметил глава студии «Союзмультфильм».
Пресс-служба Казахской национальной академии искусств им Т.К. Жургенова.
Для информации:
«Союзмультфильм» - советская и российская государственная киностудия по производству мультипликационных фильмов. Создана в 1936 году и является крупнейшей киностудией анимационных фильмов. За время существования студии на ней создано более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «золотой фонд» мировой анимационной классики.
В 2013 году запустилось производство короткометражной анимации для детей, вышли новые выпуски мультсборника «Весёлая карусель», сценарий для которых мог написать любой желающий. В том же году стало известно, что «Союзмультфильм» переедет в новые помещения на улице академика Королёва. На обновлённой студии был снят целый ряд проектов: кукольный мультфильм «Привередливая мышка» (получивший международные награды), «ПЫК-ПЫК-ПЫК» (участник различных фестивалей и получивший большое количество наград), «Оранжевая корова», «Новое Простоквашино» и др.
«WizartAnimation» — российская мультипликационная студия, основанная в 2007 году в Воронеже на базе компании, занимающейся разработкой и локализацией мультимедийных продуктов и программного обеспечения. На текущий момент на студии работают более 270 специалистов из разных городов России, СНГ и зарубежья. Первый фильм студии «Снежная Королева» был выпущен более чем в 30 странах мира в кинотеатрах, на TB и DVD. Затем последовали проекты «Волки и овцы», сериал «Йоко» и др. Вторая часть анимационной франшизы «Снежная королева 2: Перезаморозка», одновременно с выходом в России, был показан в кинотеатрах Великобритании, Польши, Израиля, Южной Кореи и стран Ближнего Востока.