У рынка СИМ – стабильный подъем
Отечественный рынок средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, мопеды, моноколеса, гироскутеры, на подъеме. По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), за четыре месяца 2021 года импорт подобной техники составляет уже 36% от объема продаж прошлого года.
После бурного роста в 2018 и 2019 годах, когда в страну импортировалось более 100 000 единиц в год, в 2020 году произошло резкое падение до 77 036 ед. в год, во многом это связано с пандемией.
В среднесрочной перспективе продажи электросамокатов демонстрируют устойчивую динамику, однако неопределенность на законодательном уровне и насыщенность рынка внесут свои коррективы в этот процесс. Еще год назад электросамокаты собирались прописать в законе о «Дорожном движении», признав средствами персональной мобильности и четко обозначив права и обязанности водителей. Но до сих пор этот вопрос до конца не урегулирован.
На фоне электросамокатов результаты продаж мототехники, подлежащей регистрации и получению ГРНЗ, значительно скромнее. В январе-апреле 2021 года в Казахстане на первичный учет поставлено всего 744 мотоцикла, из ввезенных в этом году 2 272 ед. с объемом двигателя свыше 50 см3. Большинство новых и б/у мотоциклов, а также больших мопедов, импортированных преимущественно из Китая, ездит без номерных знаков. Так, в 2019-2020 годах ввоз мототранспорта в 4-5 раз превышал количество техники, поставленной на учет.
Среди зарегистрированной по всем правилам техники лидирует доступная продукция российско-китайского бренда Racer (217 ед.), китайская Peda на второй позиции (49 ед.), белорусско-китайские мотоциклы MINSK и японская Yamaha по 46 мотоциклов. Больше всего новых мотоциклов ставят на учет в Алматы, ВКО и Алматинской области.
Отличительной особенностью сегмента мототехники на автомобильном рынке РК является четко прослеживаемая сезонная активность в весенние и летние месяцы. Уровень приобретения новых и б/у мотоциклов и прочей техники весной и летом увеличивается почти в 3 раза по сравнению с зимними и осенними месяцами. Таким образом, в следующие несколько месяцев будет наблюдаться увеличение количества мототранспорта на дорогах Казахстана.
Общий парк мотоциклов и мопедов с двигателем объемом свыше 50 см3, зарегистрированных в МВД РК, составляет 61 670 ед. Почти 78% от общего числа - это мотоциклы возрастом старше 20 лет (47 841 ед.), техника, с момента выпуска которой прошло от 3-х до 10-ти лет – 6 240 единиц, от 10 до 20 лет – 4 686 ед., до 3-х лет – 2 287 мото. У 616 мотоциклов год выпуска не указан.
Больше половины всех зарегистрированных мотоциклов в стране – советские мотоциклы «Урал» и ИЖ (21 551 и 15 278 ед., соответственно). Далее по списку: Honda (2 708 ед.), Yamaha (2 529 ед.), «Муравей» (2 416 ед.), Racer (2 295 ед.), Jawa (1 907 ед.), Suzuki (1 536 ед.), Kawasaki (1 165 ед.) и «Днепр» (1 163 ед.). Кроме того, в Казахстане на учете стоят 463 мотоцикла BMW, 450 американских Harley Davidson и 216 итальянских Ducati.
Большая часть мотоциклов «прописаны» на юго-востоке, востоке и севере страны. 40% всех мотоциклов зарегистрированы в Алматинской (8 899 ед.), Восточно-Казахстанской областях (8 645 ед.) и Алматы (7 772 ед.). Пятерку регионов замыкает СКО и Акмолинская область (5 009 и 4 738 ед. мотоциклов, соответственно). Меньше всего мототехники на западе страны – в Атырауской (1 153 ед.) и Мангыстауской области (437 ед.).
Ассоциация Казахстанского АвтоБизнеса