Бизнес без ограничений
В Казахстане живут более 700 тысяч лиц с инвалидностью. Из них 430 тысяч людей с особыми потребностями трудоспособного возраста. И лишь четверть из них трудоустроена.
Однако не стоит забывать, что существует возможность открытия собственного бизнеса. И люди с инвалидностью также могут воспользоваться этой возможностью. Обо всем этом мы беседуем с руководителем отдела нефинансовой поддержки предпринимательства РПП «Атамекен» Санией Наурызбаевой.
- Сания Дуйсенбиевна, с чего посоветуете начать собственный бизнес?
- Любой бизнес создается на основании бизнес-идей, который в дальнейшем преобразуется в конкретный план действий, в так называемый бизнес-план. Для его разработки предприниматель может обратиться в РПП «Атамекен». Существуют различные модели создания бизнеса. В первую очередь необходимо провести маркетинговый анализ рынка, определить целевую аудиторию потребителей, а также реализовать ряд мероприятий по продвижению своего товара или услуги.
Основным фактором старта бизнеса является привлечение инвестиций. Сделать это можно разными способами: обратиться за господдержкой.
Государство может помочь гарантиями, недорогими кредитами или займами, безвозмездными грантовыми средствами.
- Какие юридические нормы нужно знать? Как узаконить бизнес?
- Для ведения предпринимательской деятельности необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.
Бизнес можно вести как индивидуальный предприниматель (ИП) или как юридическое лицо (обычно ТОО, АО). ИП подойдет тем, у кого маленький бизнес, например, небольшой магазин или производство. ТОО — это фирма, которую можно открыть самому или вместе с партнерами. Подходит тем, кто планирует бизнес с большими оборотами, и тем, кто будет переводить крупные суммы по безналичному расчету. У каждой формы свои преимущества и недостатки.
Необходимо выбрать соответствующий режим налогообложения. По данному вопросу мы предлагаем получить квалифицированную помощь в филиалах «Атамекена» либо в государственных органах госдоходов.
- Перечислите льготы, которыми можно воспользоваться?
- С 1 января 2020 года государство является одним из участников системы ОСМС и производит уплату взносов на социальное медицинское страхование за установленные категории граждан. Категории граждан, за которые взносы уплачивает государство, полностью освобождены от их уплаты. В свою очередь, налоговый агент за данные категории не уплачивает отчисления на ОСМС. К одним из таких категорий относятся лица, имеющие инвалидность.
- Какие существуют бизнес-программы?
- В РК действуют несколько государственных программ по развитию предпринимательства. Существуют определенные механизмы участия в них лиц с инвалидностью в приоритетном порядке. Например, в рамках Правил предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей по «ДКБ-2025» не менее 20% из выделяемых средств направляются субъектам малого предпринимательства, относящимся к социально уязвимым слоям населения.
Кроме того, эти категории освобождены от софинансирования не менее 10 процентов от объема предоставляемого государственного гранта.
В рамках Нацпроекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы лица с инвалидностью могут претендовать в приоритетном порядке на гранты в размере 400 МРП на реализацию новых бизнес-идей.
- Предлагает ли им государство стартовый капитал для открытия собственного бизнеса?
- В качестве стартового капитала можно получить грантовое финансирование в рамках Нацпроекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы на реализацию новых бизнес-идей в размере 400 МРП, которое является безвозвратным, для чего необходимо предварительно обучиться по проекту «Бастау Бизнес» и получить сертификат о завершении обучения.
Другой возможностью для старта бизнеса являются гранты для реализации новых бизнес-идей по «ДКБ-2025» в размере от 2 до 5 млн тенге.
В случае необходимости и возможности получения кредитных средств по принципу возвратности, при наличии залогового обеспечения предлагаются льготные кредиты под 6% годовых на развитие предпринимательства без отраслевых ограничений.
По всем вопросам можно получить консультацию в филиалах РПП «Атамекен».
- Расскажите подробнее о НПП «Атамекен» и курсах по созданию бизнеса.
- Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан является некоммерческой организацией, которая обеспечивает благоприятные правовые, экономические и социальные условия для реализации предпринимательской инициативы. Основными задачами НПП являются консолидация предпринимательского сообщества, представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства, организация эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства и их ассоциаций с государственными органами, содействие созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан.
При РПП «Атамекен» действуют Центры обслуживания предпринимателей, где оказывается широкий спектр услуг для начинающих и действующих предпринимателей на бесплатной основе, а также населению с предпринимательской инициативой.
Предлагаются услуги, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, а также составлением статистической отчетности, услуги по вопросам маркетинга, услуги по юридическим вопросам, а также предоставляются консультации по государственным программам поддержки бизнеса, по вопросам получения субсидий, грантов и кредитов через БВУ и финансовые организации.
Кроме того, с 2017 года НПП реализует обучающий проект «Бастау Бизнес», выдает сертификаты для дальнейшего участия в мерах господдержки, а также осуществляет полное сопровождение проектов слушателей данного курса. О том, какие налоги и государственные пошлины нужно платить можно узнать, обратившись в РПП «Атамекен».
- Давайте еще раз перечислим шаги, которые надо знать для расширения бизнеса.
- Каждый проект, каждый вид бизнеса и каждый предприниматель индивидуален. Когда бизнес-процессы уже выстроены, каналы привлечения и удержания клиентов работают, сотрудники знают свое дело и справляются с ним, компания заняла свою небольшую нишу на рынке и вышла в устойчивый плюс, у предпринимателей возникает желание сделать количественный, а еще лучше - качественный скачок в развитии и перейти на новый уровень.
Очевидно, что масштабировать свою компанию непросто. Это требует пересмотра бизнес-плана, подготовки новых продуктов, поиска и «обработки» новых клиентов, выстраивания продаж и маркетинга, привлечения сотрудников и параллельного сокращения текущих расходов.
На практике существует ряд моделей расширения бизнеса, но необходимо измерять эффективность каждой новой инициативы. Универсальных историй успеха не существует. Нужно найти общие закономерности и продвигать дальше новые идеи.
Для этого работают также несколько видов финансирования в рамках государственных программ - Нацпроекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы, «Дорожной карты бизнеса на 2021-2025 годы», программы «Экономика простых вещей». По поводу получения полной консультации предлагаем обратиться в РПП, в филиалы РПП, а также в филиалы Фонда развития «Даму».
Беседу вела
Карлыгаш Бекенова.