Дороги проверяются постоянно
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан за истекший год зарегистрировано свыше 11 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Лидирующие позиции в этой грустной статистике занимает город Алматы – 3429 ДТП, затем Алматинская область -1700 ДТП.
Одной из главных причин ДТП на дорогах является нарушение правил дорожного движения водителями. Но наряду с этим нельзя забывать и о качестве автомобильных дорог. Нередко именно ухабы и ямы становятся причиной аварий и несчастных случаев с участием легкового и грузового транспорта. К сожалению, страдает качество дорог, не только много лет не видевших ремонта, но и новых. Примеров тому достаточно.
Сегодня на страже качества дорог стоит Национальный центр качества дорожных активов. Специалисты областного филиала с начала года провели и продолжают работу по изучению качества дорог области. Они работают в тесном контакте с местными исполнительными органами, подрядными организациями, проводя самые разные обследования асфальта, грунта, изучают состав полотна и доводят результаты до ответственных органов.
Отметим, что в ближайшие три-четыре года наццентром планируется проверить и оцифровать все дороги Казахстана. Эксперты намерены внести данные по качеству и техническим характеристикам в специальную электронную базу на своем сайте с использованием «пятизвездочной» системы оценки. Там же планируется разместить рейтинг подрядных организаций, строивших те или иные трассы, список основных нарушений, допущенных проектировщиками, инженерными компаниями. Предпринимателей, задействованных в этом бизнесе, такая публичность поставит в более жесткие конкурентные рамки. Специалисты уверены - это позволит оставить на рынке компании, готовые работать с соблюдением всех необходимых норм.
Для составления полной картины по качеству любой автомобильной трассы у Национального центра имеется достаточная материальная база. Особенная гордость - современная передвижная дорожно - диагностическая лаборатория, полностью оснащенная специальными средствами и приспособлениями. Например, с ее помощью столичные и местные специалисты отследили состояние трассы А – 3 «Алматы - Усть-Каменогорск». При обследовании выявлено общее качество и состояние автомобильной дороги, определены ее конкретные геометрические параметры, дана техническая характеристика. Такая работа проводится и на других трассах республиканского значения. Они помогают исправить имеющиеся недостатки, учесть их во время строительства и реконструкции дорог.
На базе собственной стационарной лаборатории постоянно обследуются пробы с самых разных дорог Жетысу. Например, обследовано качество дорог на участке М36 на границе с Российской Федерацией в направлении «Екатеринбург - Алматы – Курты - Бурылбайтал» с 2335 по 2380 км. Были взяты на экспертизу отдельные пробы асфальта верхнего слоя дороги, измерена плотность и прочность автодороги «Байсерке-Междуреченск».
Кроме того, в лабораторию Центра обращаются и предприятия по выпуску материалов для строительства дорог. Например, асфальтный завод ТОО «Ремдорстрой» обследовал свою продукцию. Анализ показал соответствие его качества требуемым стандартам. В результате они смогут использовать собственный асфальт при строительстве или ремонте дорог республиканского значения.
Необходимо отметить, что не только состояние дорог волнует Национальный центр. Во главу угла ставится и кадровый вопрос. Не секрет, что многие выпускники даже и не подозревают о наличии специальностей, связанных с изучением качества автомобильных дорог. О том, насколько они сегодня востребованы, работники областного филиала рассказывают в школах. Такие встречи стали традиционными и вызывают живой интерес у школьников.
Сегодня в режиме чрезвычайного положения подобные встречи проходят в онлайн-режиме. Хочется верить, что уже в этом году многие выпускники выберут специальности, связанные не только со строительством автомобильных дорог, но и связанных с изучением их качества.
Подчеркнем, что в рамках госпрограммы «Нурлы жол» в 2020-2025 годах в хорошее и удовлетворительное состояние будут приведены 100% автодорог республиканского значения и 95% областного и районного значений.
В предстоящие 6 лет в рамках программы планируется строительство и реконструкция 10 тыс. км автодорог, а также капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог республиканской сети. Общий объем финансирования автодорожной отрасли составит 3,5 трлн тг.
Жанар Мыктыбаева.