Блок пост № 4. Что значит «режим послабления»?
Последнюю неделю наш пригородный район живет в режиме послабления. Выставленные ранее посты при въезде в Отеген батыр со стороны Байсерке, со стороны Кызыл Ту, Талгарского района убрали. Пока еще нет свободного въезда в райцентр с запада, с Капшагайской автотрассы.
По заданию редакции решил посмотреть обстановку на главном посту №4, разделяющим с юга административную границу Турксибского района Алматы и Илийского района.
Около 8.00 я уже был на обочине автотрассы из Отеген батыра, в сторону Алматы. Все илийцы и транзитники, коим нужно попасть в южную столицу, обычно «голосуют» у магазина Ольга, что «на пятачке», возле светофора. Сразу за мостом, - село Покровка, а за ней - город.
Соседями по «ловле» такси были двое мужчин. Масочный режим мы все блюли.
Мне пришлось еще минут 15 безуспешно тянуть руку: машины почему-то с ветерком проносились мимо. (Замечу, что до карантина больше двух-трех минут человек обычно не стоял). То ли люди стали боятся, то ли ехали уже с пассажирами, то ли, действительно, меньше стало нелегальных такси. Но машин в целом реально стало больше в разы.
Наконец, с новым знакомым - Мусой ага мы поймали пустой лексус. За 200 тенге. Мне до поста, а попутчику до микрорайона «Жулдуз».
От начала Покровки до Алматы примерно километров 3 и уже через пару минут езды мы встали «в хвосте» километровой автомобильной очереди.
8.10. Я запомнил эти цифры, чтобы провести хронометраж: за сколько минут доедем до блокпоста?
Дабы коротать «черепаший» путь мы завели разговор в салоне на актуальнейшую тему – о коронавирусе. От «ничего непонятно», «всемирного заговора», да «когда же это прекратится?» и «құдай бізді сақтасын».
Кто-то что-то читал в Интернете, видел ролики в Ватсапе, кому-то сказали «ну, очень сведущие люди»... Информации сегодня океан, поди, разберись? Но пессимистично-обывательские намеки опроверг с заднего сидения Муса ага из Есика: «Есть болезнь! Мой сын - врач, он мне говорил. Папа, люди реально болеют и умирают! Надо быть осторожным, беречься! Не верь слухам, что все это спектакль».
Добавим к этим словам пронзительную речь генерального директора ВОЗ Тедроса Гебреисуса на виртуальном (на днях) саммите: «Этот вирус действует быстро. Он фатален, мы должны с уважением относиться к этому врагу к этому вирусу...».
А генсек ООН признал: «Соvid-19» выявил нашу хрупкость. Микроскопический вирус практически поставил нас на колени. Мы не знаем, как избавится от него, как лечить его, у нас нет вакцины».
На часах уже было 8.40 когда показались очертания стелы границы Илийского района.
Машины двигались в сторону Алматы в два ряда, оттуда – в один. Много людей шло по тротуару. Получается, какие-то 3 км мы ехали 30 минут... Но того требуют законы карантина.
Справа от автодороги устроили заградительный коридор, по которому пешие граждане, кому надо в Алматы, проходят по очереди до стола. Здесь дежурный полицейский, через планшет проверяет удостоверения личности каждого. Спрашивает о цели посещения Алматы.. и далее направляет на медицинский контроль.
Слева – уже зона ответственности Илийского района. Через блокпост №4 проходят те, кто возвращается домой после работы в Алматы. Или пенсионеры, кому надо в пригород, на дачу. Немало и алматинцев, кто наоборот, приезжает на работу на предприятия дислоцированные в Илийском районе.
Здесь тот же алгоритм: проверка полицейским документов через планшет, медсестры в спецодежде проверяют пирометром температуру, записываю все данные: кто, откуда, куда. Слышим: «Еду со смены, завод «Ферросталь», возвращаюсь домой - в Жетыген...».
Дежурным медикам проходится постоянно «встряхивать» предупреждениями очередь - дистанцию в полтора–два метра она никак не желает выдерживать. Некоторые люди без масок, при замечании тут же начинают их искать в сумках. или карманах.
Работы медсестрам Розе Темубаевой и Жадыре Коканбаевой хватает. Например, за прошедшую смену через их руки прошло 2 тысячи человек. Находятся тут женщины посменно, меняясь парами через каждые 12 часов, уже два месяца.
Продыха практически нет, поток нескончаем, автобусы непрерывно доставляют пассажиров до поста, высаживая их разворачиваются назад. Особенно напряженно вечером, в районе 4-5 часов, когда люди возвращаются с работы. Заметно, что люди устали, встревожены... и ждут ответа на один вопрос: когда же все это кончится? Многое зависит и от нас – чем строже мы будем соблюдать правила карантина, тем быстрее он закончится.
Репортаж с поста вел Рамазан ЕЛЕШЕВ.