Суббота, 23 Ноября 2024

Новое приложение для семей с особенными детьми запустили в Казахстане

Новое приложение для семей с особенными детьми запустили в Казахстане

Дети, которые приходят в этот мир с особенностями в развитии, должны иметь шансы на полную счастливую жизнь, но для этого им необходимы забота и поддержка. Именно этому сегодня учат родителей таких малышей медики-энтузиасты и разработчики ресурса Ozim Platform, где семьи с особенными детьми могут получить знания о том, как правильно помогать своему ребенку.

ЧТОБЫ МАМЫ И ПАПЫ ЗНАЛИ
Когда в семье появляется ребенок с особенностями, то у родителей все складывается по-разному, – у каждого своя нагрузка, график посещения больниц, подбор специальных учреждений. Но это всегда одинаково тяжело и физически, и морально. Кто-то и не надеется увидеть первые шаги, кто-то – услышать первые слова, для кого-то просто смотреть невозможно без слез на маленькое чудо, пришедшее в этот мир и испытывающее страдания. И приходится собирать себя буквально по частям, подниматься и делать для малыша все, что в твоих силах.

В такие моменты у родителей особенного ребенка в нашей стране практически нет поддержки. Специалисты-реабилитологи в огромном дефиците, врачи в поликлиниках разводят руками, они сами не знают, как и чем помочь. Нередко уже в роддоме молодой матери рекомендуют от ребенка отказаться с формулировкой «вы не справитесь, зачем это вам?». Негде научиться элементарным вещам – как пеленать особенного ребенка, как делать массажи, какие продукты подбирать для питания, к какому специалисту обращаться.

На решение именно этих проблем ориентировались разработчицы приложения Ozim Platform, выпускницы Высшей школы образования Назарбаев Университета Асем Тажиева, Мария Ипполитова и Дана Мамбеталина. Их приложение стало первой в Казахстане онлайн-платформой для родителей детей с особенностями.
Асем Тажиева сама является мамой особенного ребенка. И поиск информации о том, как правильно растить, лечить, воспитывать малыша, стал для нее главной мотивацией при разработке программы.

– Это мобильное приложение – информационная платформа для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями, – рассказала она журналистам на презентации платформы. – Ozim Platform включает не только теоретические материалы, но и прак­тические занятия с ребенком в домашних условиях на казахском и русском языках.

Асем Тажиева отметила, что проектная команда изучала потребнос­ти семей, где растут особенные дети, в информации. И выяснилось, что на онлайн-ресурсах практически недоступны материалы, подготовленные квалифицированными медиками – реабилитологами, кардиологами, неврологами и другими профессионалами. Почти невозможно найти информацию о диагнозах, которые ставят детям в раннем возрасте, о том, как делать с ребенком зарядку, массаж, какие есть развивающие игры. Кроме того, стало ясно, что необходима база данных контактов реабилитационных организаций, родителям нужны консультации психологов, юристов и других специалистов.

С учетом всех этих потребностей и формировалось приложение Ozim Platform, созданное на базе Android и IOS.

Сейчас на новой платформе уже доступны видеоуроки и мастер-классы реабилитологов и дефектологов по правильному уходу за особенными малышами, по терапевтическим процедурам, которые родители могут проводить в домашних условиях. В перспективе планируется размещать в приложении видеоуроки от сурдопедагогов, тренинги для родителей по тому, как формировать у особенных детей необходимые навыки, даже по тому, как правильно оформить инвалидность и подать заявки на получение пособий от государства.

Разработчики и врачи, которые уже загрузили свой контент в приложение, призвали других специалистов принять участие в проекте, оказать помощь семьям с особенными детьми. Ведь многие из них живут в регионах, где профильных специалистов или очень мало, или вообще нет, а для поездки в областные центры у родителей зачастую нет ни времени, ни финансовых средств. И они оказываются один на один с проблемами в своем замкнутом мире, наполненном тревогой, переживаниями, страхами и болью их маленького чада.

НЕ ОПУСКАТЬ РУКИ
Своим опытом в том, насколько эффективным может быть домашнее лечение особенных детей, поделился детский врач-реабилитолог, победитель проекта «100 новых лиц Казахстана» Латиф Парпиев. С маленькими пациентами он работает уже более 3 лет. К нему на реабилитацию попадают малыши в возрасте до 2 лет с тяжелыми диагнозами, чаще всего – неврологическими, иногда – с нарушениями работы сердечно-сосудистой системы, легких, с послеоперационными осложнениями.

По его словам, есть две противоположные проблемы в отношении родителей к своим детям с особенностями. Либо у семьи нет ни информации о том, как правильно помогать такому ребенку, ни денег на хороших специалистов. Либо семья состоятельная, и тогда родители пытаются «купить здоровье» своему малышу.

– Они приходят и просто обещают заплатить 50 тысяч, 100 тысяч, кто-то и больше предлагает. И говорят: «Мы тебе дадим денег, а ты нам ребенка поставь на ноги». Но это так не работает. С ребенком с особенностями в развитии нужно заниматься целенаправленно, проводить реабилитационные мероприятия 120 часов в месяц, это минимум. А на курс лечения к реабилитологу маленький пациент приходит на 10 дней, это всего 6–8 часов. Все остальное время с ним должны заниматься родители, – отметил врач.

Что входит в это понятие – «заниматься с ребенком»? Не только кормить, купать, пеленать, одевать, петь колыбельную или смотреть вместе мультфильмы. Когда речь идет о ребенке с особенностями, ему могут требоваться регулярный массаж, проработка суставов, восстановление кровоснабжения в конечностях, особенно если нарушена подвижность. Есть специальные комплексы упражнений, активная и пассивная гимнастика, ингаляции, прогревания, еще ряд физиотерапевтических процедур, которые можно и нужно проводить в домашних условиях. Одна из проб­лем в том, что родители не имеют представления о существовании всех этих методик, не знают, где этому научиться.

Латиф Парпиев выкладывает уроки для родителей особенных детей на своем канале в YouTube, рассказывает о приемах и методиках массажа и гимнастики на своей странице в Instagram. Вмес­те с волонтерами различных неправительственных организаций по защите и поддержке детей до пандемии ездили по регионам Казахстана, проводили курсы для родителей в перинатальных центрах и детских учреждениях. Теперь такие уроки будут и в мобильном приложении Ozim Platform. Но эта работа, как считает реабилитолог, – капля в море. Чтобы изменить ситуацию, нужны масштабные проекты и поддержка государства.

– Проблемы у нас на всех уровнях. Есть большой дефицит грамотных специалистов – реабилитологов, дефектологов. Существует проб­лема так называемой «вторичной диагностики», когда диагноз малышу ставят только после выписки из родильного дома, хотя нужно было уже с первых дней жизни начинать лечение, – подчеркнул реабилитолог.

Крайностей и перекосов в сфере реабилитации детей с особеннос­тями в развитии и с тяжелыми патологиями более чем достаточно. Все и сразу исправить не получится, но уже есть положительные примеры, которые вдохновляют.

Одна из пациенток Латифа Парпиева – 2-летняя Айша из Петропавловска недавно начала с опорой вставать на колени. Эту девочку принесли на реабилитацию в возрас­те нескольких месяцев, малышка могла только лежать. Диагноз звучал как приговор: ДЦП смешанной формы, тетрапарез. Это означает полную неподвижность, парализованы все 4 конечности. Вероятнее всего, Айша стала жерт­вой врачебной ошибки, ей нанесли повреждения в процессе родов.

– Врачи говорили маме, что ее ребенок никогда не сможет не то что ходить, даже сидеть. Один врач советовал отказаться от девочки и отправить в детский дом, другой вообще рекомендовал не лечить ребенка, чтобы не мучить, пусть, мол, доживет, сколько сможет, – рассказал Латиф Парпиев.

Айша прошла 10 курсов реабилитации, через каждые 25–30 дней родители привозили ее на 10-дневный курс массажа и других ­процедур, которые проводили Латиф Парпиев и его ученики. Физиолечение, лечебная физкультура, посещения дефектолога, терапевта.

После четырех курсов реабилитации Айша смогла самостоятельно вытащить ручки из-под себя, хотя врачи говорили, что конечности двигаться не будут. Еще через несколько месяцев она уже ползала по-пластунски, и тогда официально был изменен диагноз: вместо тет­рапареза – спастическая диплегия – нарушение функции нижних конечностей.

Буквально неделю назад родители Айши прислали видео, где девочка опирается на стену и стоит на коленях. По словам реабилитолога, это очень хороший знак, ребенок с большой вероятностью будет ходить. Это заслуга не только хорошего лечащего врача, но и родителей, которые поверили в свою невероятную малышку. Они учились помогать, не опускали руки. Каждый месяц 8 часов с ней занимался реабилитолог и 120 часов – мама и папа.

АВТОР:

Анастасия Прилепская, «Казахстанская правда»

 

Другие новости

Первые шаги центра «Ерекшем»

Первые шаги центра «Ерекшем»

В Карасайском районе действуют различные учреждени...

  20.11.2024   281
Сильные и успешные женщины меняют село

Сильные и успешные женщины меняют село

Накануне в Доме культуры прошло финальное мероприя...

  20.11.2024   313
Социальный проект «Сапалы өнім»

Социальный проект «Сапалы өнім»

На площадке Региональной службы коммуникации проше...

  19.11.2024   355
Борьба за надежду

Борьба за надежду

По итогам конкурса проектов в поддержку жертв генд...

  18.11.2024   351
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.