Школьная инклюзия: проблемы и перспективы
Пролог
Помню, когда учился в старшем звене, к нам пришел мальчик на костылях. В нашем классе к нему относились по-разному: кто-то старался с ним не общаться, кто-то обходил его стороной. Лишь один-два человека постарались сдружиться с ним по-настоящему. Временами он был резкий и вспыльчивый, и лишь позже мы, его товарищи, осознали, что тем самым Игорь пытался доказать всем вокруг, что он такой же, как все, равный в своем окружении.
Интеграция или инклюзия
Этот случай доказывает, что и в советский период инклюзивное образование (тогда чаще употребляли термин «интеграция») так же существовало. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в системе специального образования строго дифференцировалось по видам нарушений. Строились специальные интернаты для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.
Инклюзивное образование (фр.
inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Такой вид образования старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Но как воспримут ребенка с ОВЗ в детском коллективе, не станут ли оскорблять, ведь дети, подчас неосознанно жестоки по отношению не к таким, как они сами? Не будет ли испытывать такой ребенок еще больший дискомфорт и отчужденность, общаясь с детьми без инвалидности? Как обеспечить условия для обучения таких детей? Ведь для этого обязательно нужны специальная аппаратура, удобные пандусы.
На пути
к толерантному
обществу
Роза Акжаркенова, советник акима области по вопросам инвалидности, по этому поводу замечает:
- Если человек с особыми потребностями учится вместе со всеми, он, прежде всего, должен доказать, что достоин этого, раскрыть уровень своего потенциала. Такой ребенок не имеет права быть посредственностью. Он должен учиться только на «отлично».
Большая роль в формировании толерантного отношения к детям-инвалидам в школе отводится педагогам, прежде всего, классному руководителю. Немаловажна также принципиальная позиция родителей других учеников.
По информации профильного управления, сегодня условиям для обеспечения инклюзии отвечают без малого 18 процентов детских садов и 54 процента колледжей области. В 516 общеобразовательных школах также есть условия. На первое января 2019 года в них обучались 2959 детей. Идет работа и по методическому обеспечению. Так, в четырех районах области совместно с благотворительным фондом «Дара» и КФ «Болашақ» открыты кабинеты поддержки инклюзии (далее - КПИ). Они есть в Сарканском, Илийском, Жамбылском и Карасайском районах. Скоро два подобных центра заработают и в Талдыкоргане. КПИ – это дополнительное помещение в школе, где ученики получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от основного учебного процесса.
В школах областного центра учатся от двух-трех до полутора десятка человек инклюзивно. Есть еще средняя школа №13, и там – спецклассы для детей с различными диагнозами, где школьники с особыми потребностями учатся по специальным программам. Есть здесь и обычные классы. Дети учатся в различных корпусах, а наличие общешкольного двора, по нашему мнению, все же нельзя считать инклюзией.
Равные среди
равных - разве это не здорово?
В поисках ответов на вопросы, связанные с развитием инклюзивного образования, мы обратились в средние школы №№8, 17 областного центра.
- Преимущества инклюзивного образования несомненны. Прежде всего, это адаптация ребенка к жизненным реалиям. Общение со сверстниками приносит положительный эмоциональный настрой. К ребенку с инклюзией требуется особый подход, ему и нагрузка дается другая. Дети без инвалидности, видя рядом с собой ребенка с особыми потребностями, совершенствуются нравственно. Они учатся понимать боль другого, сочувствовать и помогать ближнему. Видя эту заботу, у ребенка с инвалидностью просыпается желание учиться, быть наравне со всеми, - говорит учитель начальных классов средней школы №17 Галина Скребцова.
Подтверждение этому мы увидели в школе №8 им. Н.Островского, где обу-чаются 12 детей с особыми потребностями. У всех разные диагнозы. И учителям порой бывает сложно адаптировать учебный план под нужды каждого ребенка. Но они справляются, обеспечивая грамотное соотношение как индивидуальной, так и групповой работы.
Во втором классе здесь учится Артем Бучин, мальчик с ДЦП. Мама Артема Алена рассказывает, что ребята очень хорошо приняли его, помогают во всем. Первое время он был замкнут, мало с кем общался. Но со временем адаптировался, много читает и очень любит уроки физкультуры. Участвует во многих внеклассных мероприятиях, любит быть в центре внимания, даже открыл в себе талант актера. Мечтает стать дальнобойщиком, как его дедушка. На уроках мальчик сидит за первой партой и выполняет все, что задает классный руководитель Елена Руднева. Конечно же, усиленно, по несколько часов в день приходится заниматься и дома. Но ни маму, ни самого Артема трудности не пугают. Также ребенок в течение нескольких лет посещает центр дневного пребывания «Байтерек», где ему оказывают весь комплекс услуг, направленный на реабилитацию его здоровья.
- Это огромная радость для нас, что сын учится вместе со всеми! Если бы он учился на дому, у Артема не было бы возможности столько общаться со сверстниками. Сейчас он раскрепостился настолько, что порой абсолютно забывает о своем диагнозе! Он чувствует себя комфортно, равным среди равных! Разве это не здорово?! – восклицает мама нашего героя.
Далее мы встретились с Радимиром, учеником седьмого класса (имя изменено). Фамилию нашего героя мы называть не станем, чтобы не «подставлять» учителей школы. Он на домашнем обучении, но часто по собственной инициативе приходит в класс к ребятам. Он очень хочет учиться со всеми. И наш герой сразу огорошил своим ответом только на один вопрос.
- Если тебе дадут возможность выбирать: остаться дома, чтобы провести пару часов за новой компьютерной игрой, или выйти во двор, чтобы сыграть в футбол с ребятами, что ты выберешь? - спросили мы.
- Дома за компьютером неинтересно. Конечно, пойду поиграть с ребятами!
Из-за особенности болезни долго играть в футбол у Радика не получается, поэтому он садится на лавку и начинает с жаром болеть за свою команду. Конечно же, «болеет» за дворовый клуб, за родной ФК «Жетысу» и за всемирно известный «Реал-Мадрид». После выздоровления мечтает стать тренером или комментатором любимого вида спорта. Радимир предпочитает гуманитарные дисциплины: историю, русский язык, литературу. Особенно любит читать произведения русских классиков: Толстого, Тургенева. В классе у него 22 человека, и с ними всегда весело. Он общителен и легко идет на контакт, встречает всех широкой ясной улыбкой, и нам хочется верить, что все и у Радимира, и у Артема будет хорошо!
- Вы сами видите: дети охотно вливаются в школьный коллектив. Учителям, конечно, трудно. У нас обычная школа, есть дефектолог и логопед, но нет ни сурдолога, ни тифлопедагога, ни какого другого специалиста. Когда такой ребенок приходит к нам, в направлении психолого-медико-педагогичес-кой комиссии написано, с какими специалистами он должен заниматься дополнительно. Сегодня школа нуждается в специальных тьюторах, узких специалистах, которые бы направляли и корректировали действия остальных учителей. Пока же мы вынуждены действовать на ощупь, ориентируясь в вопросах инклюзии только на собственный опыт, - говорит психолог школы №8 Татьяна Соколовская.
Продолжение
следует...
Сегодня уже никто не спорит о том, нужна ли инклюзия в школе. Нужна, однозначно! Как мы видим, несмотря на все сложности, инклюзивное образование все увереннее заявляет о своих успехах.
Но что ждет выпускника школы после ее окончания? Сегодня студенты с особыми потребностями активны и в освоении среднего специального и высшего образования. Многие затем продолжают учебу в магистратуре. Только один Высший медицинский колледж, что в областном центре, за последние годы успешно окончили студенты, освоившие специальности массажиста и зубного техника, причем на первую специальность принимали незрячих и слабовидящих ребят, на вторую - глухих и слабослышащих. Все эти начинания стали возможны при активной поддержке со стороны акимата области. И выпускники эти сегодня востребованы на рынке труда.
Так что успехи действительно есть, но никуда не делись и трудности. Проблемы трудоустройства выпускников колледжей и вузов и в целом людей с особыми потребностями мы обязательно осветим на страницах нашей газеты.
Мурат ТУГАНБАЕВ