Названы самые коррумпированные регионы Казахстана
Чаще всего договариваются о неформальном решении вопросов специалисты и рядовые сотрудники госучреждений.
Исполнительный директор Transparency Kazakhstan Ольга Шиян рассказала, в каких областях страны и госучреждениях казахстанцы чаще всего сталкиваются с коррупцией, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мониторинг состояния коррупции в Казахстане за 2020 год провели осенью, опросив 9 тыс. респондентов по всей стране в трех городах республиканского значения и 14 городах областных центров, 164 районных центрах. Изучили около полутора тысяч жалоб с портала Открытый диалог. В исследовании было задействовано около 200 экспертов, 173 полевых социолога и 12 аналитиков», — сказала Ольга Шиян на брифинге в СЦК.
В региональном разрезе чаще с коррупцией сталкивались жители Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской и Атырауской областей.
«В этих регионах наши респонденты сообщили, что необходимость договариваться возникала чаще. По итогам 2020 года 11,3% опрошенных среди населения сообщили, что попадали в коррупционную ситуацию. Больницы, полиция, управление земельных отношений, ЦОНы, государственные детские сады составили основной костяк госучреждений, в которых население оказывается вовлеченным в коррупционную ситуацию. По сравнению с 2019 годом наблюдается уменьшение числа попадающих в коррупционную систему респондентов, больше чем на 1%», — рассказала она.
Ольга Шиян отметила, что посредники или так называемые «помогайки» становятся основными фигурантами допущения коррупционных рисков.
«Инициаторами (дачи взятки — Ред.), как правило, выступают работники ведомства или государственных учреждений. Рост числа посредников мы связываем с тем, что респонденты говорят об отсутствии информации или должной коммуникации. Поэтому востребованными оказались так называемые “помогайки”, услуги посредников и других людей», — сообщила исполнительный директор Transparency Kazakhstan.
Чаще всего договаривались о неформальном решении вопросов специалисты и рядовые сотрудники госучреждений. На заместителей руководителей приходится 17%. «Что стало причиной для коррупционной сделки? Респонденты указали более 30 причин. Более половины из них пришлось на так называемые “так удобнее” и «так быстрее решить вопрос». Больше 8% ответили, что другого варианта не было. Таким образом, респонденты объясняли, что были готовы дополнительно договориться неформальным способом, чтобы ускорить вопрос и получить услугу. Если они сталкивались с тем, что служащий какого-то ведомства вымогал взятку, скорее он прибегал к таким методам, как волокита либо затягивание решения вопроса, — пояснила Ольга Шиян.
В Transparency Kazakhstan назвали 72 повода для коррупционных сделок, самыми распространенными оказались получение лечения или направление на лечение в больницы.
«На втором месте устройство на работу, на третьем месте устройство ребенка в детский сад. Четвертое — решить земельные вопросы и выдача различных справок из ЦОНа. Стоимость коррупционной сделки составила минимально 1 000 тенге и максимально 300 000 тенге. По сравнению с прошлым годом мы наблюдаем, что сумма взятки уменьшилась, но респонденты не связывают это с тем, что взяткодатели были снисходительны, из-за кризиса и договариваться удавалось за меньшие суммы», — заключила спикер.