МЕДИАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Конституция РК внесла в правосознание граждан новые подходы в понимании значения и сущности прав и свобод человека и гражданина. Ключевым положением для граждан в плане возможности защищать свои права является положение Конституции РК о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Изменения, происходящие в стране в настоящее время, требуют взаимодействия представителей различных традиций, обычаев и культур и формирования новых идеологических позиций современной молодежи, которые все чаще становятся причинами возникновения студенческих конфликтов. Поэтому становится все более очевидным, что требуются эффективные методы разрешения конфликтов. Одним из таких современных методов является медиация.
Медиация - форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной, беспристрастной стороны - медиатора (посредника), который является специалистом по проведению данной процедуры урегулирования споров. Медиатор выбирается обеими конфликтующими сторонами. Несмотря на профессиональный вклад в дело урегулирования конфликта и помощь в разрешении конфликта, решение возникшей проблемы принимают сами конфликтующие стороны. Основная задача медиации заключается не в определении правого и виноватого в конфликте, а в том, чтобы привести стороны к консенсусу.
Закон РК «О медиации», вступивший в силу с 28 января 2011 года создает правовую базу для развития института медиации. Одной из структур, позволяющей внедрять медиативную практику в образовательные учреждения, является служба примирения. Основанием практики этой службы является идея восстановительного правосудия, а шире - подхода, который предполагает восстановление отношений, разрушенных в ходе конфликтов. Важным фактором, влияющим на результативность деятельности педагога по оптимизации отношений между студентами, является наличие у него навыков медиаторской деятельности.
Профессорско-преподавательский состав Высшей школы права и экономики Жетысуского университета им.И.Жансугурова на различных семинарах и конференциях рассматривает современное состояние и перспективы развития института медиации в Республике Казахстан. В рамках семинаров и конференций обсуждались особенности личности медиаторов при различной успешности примирительной процедуры, освещались проблемы и трудности, с которыми сталкиваются правоприменители Алматинской области, реализующие восстановительную медиацию в рамках гражданского, уголовного судопроизводства. На базе Жетысуского университета им.И.Жансугурова создан и функционирует студенческий научный кружок «Медиатор», который способствует расширению знаний о применении методов примирительных процедур в процессе разрешения конфликтов.
Медиация в университете направлена на то, чтобы выявлять болевые точки, ситуации неблагополучия среди обучающихся. Участие самих студентов в процессе медиации - это вопрос самоорганизации гражданского общества, медиативные технологии широко применяются для урегулирования конфликтов внутри студенчества, создания условий для взаимопонимания и выстраивания конструктивных отношений.
Медиация является специальным видом деятельности педагога по нормализации отношений между конфликтующими. Деятельность педагога-медиатора включает анализ сложившейся ситуации и урегулирование конфликта в студенческом коллективе.
Образовательная программа по направлению «Право» Жетысуского университета включает в себя изучение студентами следующих дисциплин «Основы медиации», «Практикум по медиации», «Правовой статус медиатора», «Медиация и альтернативные методы разрешения споров». Содержание учебных курсов связано с требованиями к медиации. Целью такого обучения выступает развитие специфических навыков и передача методик разрешения конфликтов. Обучение должно помочь студентам хорошо усвоить типичные проблемы участников конфликта и его причины.
Студенты, прошедшие обучение по восстановительным технологиям, обучаясь на медиатора, ведущего примирительных встреч (медиатора), получают уникальный опыт сглаживания конфликтных ситуаций, споров и организации сложной коммуникации. Участие в данной процедуре (технологии медиации) меняет личность студентов, так как им требуется проявлять толерантность, уметь видеть разные точки зрения, помогать договариваться конфликтующим сторонам. Студенты учатся не только разрешать конфликты, но и овладевают навыками активного слушания, открывают в себе лидерские качества и способности к коммуникации.
Школьники, с которыми студенты проводили примирительные процедуры на практике, говорили о том, что при помощи студентов-медиаторов им наконец-то удалось разрешить длительные конфликты, ранее считавшиеся для них бесперспективными.
На рефлексивных семинарах студенты-медиаторы отметили, что благодаря новой для себя деятельности они научились: лучше понимать себя, слушать собеседника, работать в команде, признавать свои и чужие ошибки, «добираться до сути человеческого поведения».
Таким образом, служба примирения (медиации) включает определенные процессы. В процессе медиации формируется новый тип реагирования на конфликтные и прочие сложные ситуации благодаря тому, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется на основе разного типа восстановительных программ (медиации, кругов сообщества, студенческих конференций). Также наблюдается перемена сложившихся установок педагога, администрации, студентов и родителей на разрешение конфликтов; происходит формирование ценностей восстановительной культуры.
В заключение хотелось бы отметить, что в образовательной организации традиционные формы управления, развития и способы воспитания обучающихся дополняются на основе применения восстановительных практик. Развитие и распространение данной технологии в Республике Казахстан и за рубежом ведёт к уменьшению рисков возникновения конфликтов, а также верному и разумному их разрешению. Создание служб примирения, медиативных сообществ в различных регионах страны поможет создать прочную базу для укрепления гражданского общества.
Чингаева Б.К., кандидат юридических наук,
лектор-преподаватель Высшей школы права и экономики
Жетысуского университета им.И.Жансугурова,
профессиональный медиатор, тренер-медиатор