Разговор о вытрезвителях на трезвую голову
Министр внутренних дел на одном из недавних заседаний правительства поднял вопрос о нехватке 32 медицинских учреждений для временной адаптации и детоксикации, известных в народе как вытрезвители. По его информации, на сегодня их всего 35 и рассчитаны они на прием одновременно 778 человек. В Павлодаре в вытрезвитель в выходные попадает до сотни человек. Как они туда помещаются, разбирался inbusiness.kz.
Брать или не брать?
Практически во всех городах Казахстана есть по одному вытрезвителю. До 2010 года они относились к МВД. После передачи их в ведение здравоохранения сменилась табличка, но суть осталась прежней. В Павлодаре вытрезвитель рассчитан на одновременное пребывание в нем до 28 человек. Хотя в полицейских сводках можно порой прочитать, что за выходные дни через него прошло до сотни нетрезвых граждан.
Как отметила руководитель медучреждения Екатерина Тюменцева, понятия "доставленные" и "помещенные" разнятся. Доставить-то в вытрезвитель полиция может, но не всех здесь оставляют.
"Бывает отказ по медпоказаниям: например, если человек не настолько уж и пьян или у него попросту остаточные явления. Таких не берем. То же самое и с несовершеннолетними, зачастую их реальный возраст устанавливаем мы. Не принимаются пациенты 70+, у них много сопутствующих заболеваний. Не берем и босых, как они утром домой поедут? Ну и, конечно, тех, у кого педикулез. Как правило, это люди без определенного места жительства", – говорит заведующая.
Кто ты, завсегдатай?
Большинство посетителей вытрезвителя сотрудники знают не то что в лицо, но и по имени-отчеству. Много домашних дебоширов, порой несовершеннолетние дети вызывают полицию, чтобы папу забрали. Им страшно за себя. Матери сыновей-пьяниц звонят в учреждение и просят не отпускать тех, пока не проспятся. Есть и работяги, получившие зарплату, но так и не донесшие ее домой.
К слову, о деньгах. При поступлении "клиента" содержимое его карманов описывается под видеокамерой, вплоть до количества тех или иных купюр. Самая крупная сумма на памяти работников – 3 млн тенге.
Про гигиену забудь
Здание учреждения для временной адаптации и детоксикации скорее напоминает барак. И в этом проявляется отношение общества к пьющим людям. Хотя, как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся. В палатах имеется туалет, но вот бачка к нему нет, как, впрочем, и воды. Верный способ – ведро с водой. В распоряжении самого персонала – скважина, откуда и подается вода, так что один кран на всех. Вновь прибывшие, пока их оформляют, желая воспользоваться туалетом, идут на улицу. Порой это хорошая возможность дать деру. Двери учреждения распахиваются на свободу в шесть утра.
Это вам не Европа, где условия все же получше: в Финляндии полиция доставляет пьяных в особые отделения в больницах. Там "пациентов" осматривают и следят за процессом вытрезвления, после чего желающим предлагают пройти лечение от зависимости. В Лондоне курсируют передвижные вытрезвители: в 20-метровых фургонах – кровати, кресла с ремнями для буйных, душ, туалет, а также капельницы и баллоны с кислородом.
К слову, тех, кого не может вместить павлодарский вытрезвитель, везут в отделение полиции. Если профильный вытрезвитель далек от необходимых санитарных норм, то что уж говорить о камерах, куда помещают подозреваемых в кражах и иных преступлениях. Поэтому МВД и поднимает вопрос увеличения койко-мест в учреждениях для временной адаптации и детоксикации. Еще бы и условия получше.