Шаги по борьбе с работорговлей
Надо признать, что отголоски работорговли в современном обществе еще встречаются. Конечно, не в такой форме, как прежде, но подобное грубое нарушение прав человека имеет в мире тенденцию к росту. И актуальна эта проблема в том числе и для нашей страны.
Выступая на заседании Национального совета общественного доверия, Глава государства отметил необходимость принятия конкретных мер по повышению эффективности профилактики и выявлению уголовных правонарушений, связанных с торговлей людьми, оказанию помощи всем лицам, включая иностранных граждан, ставших жертвами трудового рабства на территории РК.
В январе 2020 года в казахстанское уголовное законодательство были внесены изменения, коснувшиеся также статьи 128 Уголовного кодекса Респуб-лики Казахстан (торговля людьми), которая теперь предусматривает ужесточение наказания. Например, согласно части 1 указанной статьи Уголовного кодекса, правонарушителю грозит уже не от 3 до 5 лет, как было ранее, а от 4 до 7 лет лишения свободы, с конфискацией имущества. По части 2 - от 7 до 9 лет с конфискацией. По части 3 - от 9 до 12 лет с конфискацией. По части 4 - от 12 до 15 лет с конфискацией. Однако, несмотря на законодательную жесткость, преступные деяния не прекращаются и не уменьшаются. Одна из причин - легкая нажива. В вопросах борьбы с торговлей людьми необходимо усиливать и развивать международное сотрудничество. Активизировать профилактику и работать на опережение, чтобы не допускать преступлений в отношении человека и его свободы.
В последние годы торговля людьми в современных условиях возрастает в геометрической прогрессии. При этом проблема ее существования у нас имеет объективные причины: прозрачность границ со странами СНГ и Центральной Азии, усиление миграционных потоков как между государствами, так и внутри Казахстана, организованная преступность, которая рассматривает нашу страну в меньшей роли как поставщика, и в большей - как потребителя, а также в качестве транзитного коридора. В свою очередь, придерживаясь общих усилий мирового сообщества, Казахстан принимает необходимые меры, в том числе в законодательной, социально-экономической и международной сферах для эффективного противодействия новым формам работорговли.
Проблемные вопросы, препятствующие эффективной профилактике, противодействию и предотвращению торговли людьми, имеют достаточно широкий характер и выходят за рамки полномочий органов внутренних дел, касаясь компетенции большинства уполномоченных госорганов и деятельности кризисных центров и специализированных неправительственных организаций. Так, эксперты отмечают, что из-за отсутствия эффективного взаимодействия правоохранительных и государственных органов с неправительственными организациями и кризисными центрами наблюдается низкая выявляемость преступлений, связанных с торговлей людьми. Также существуют проблемы, которые препятствуют своевременному оказанию помощи жертвам торговли людьми.
На сегодняшний день одной из них является деятельность миграционной службы, которая любого иностранного гражданина (трудового мигранта), выявленного на различных объектах труда, рассматривает прежде всего как потенциального правонарушителя. Основной акцент делается на отсутствии документов или просроченных сроках пребывания в стране. При этом не выявляются причины его появления в Казахстане, условия проживания и питания, а также обязательства по выплате заработной платы. Таким образом, иностранец-гастарбайтер, в первую очередь, привлекается к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Впоследствии иностранные граждане зачастую депортируются без права въезда в Казахстан, а работодатель уходит от ответственности или оплачивает несущественный для него штраф за незаконное привлечение иностранной рабочей силы.
Как отмечалось ранее, проблема борьбы против торговли людьми актуальна не только в Казахстане, но и во всем мире. Вполне очевидно, что преступление происходит скрытно. То есть не всегда можно узнать реальную картину. Торговля может происходить по разным сценариям - путем принуждения, обмана, вербовки, транспортировки, эксплуатации и т. д. Конечно же, борьба продолжается и в киберпространстве, где злоумышленники придумывают различные схемы и способы совершения преступлений.
Необходимо также отметить, что правительством страны разработаны инструкции для дипломатического персонала по выявлению жертв торговли людьми, проведено обучение инспекторов по охране труда и сделаны шаги по совершенствованию ежегодного процесса финансирования неправительственных организаций. Для решения вопроса о возмещении потерпевшим причиненного им материального ущерба предлагается разработка специальной методики производства расчетов по его взысканию.
От повышения эффективности выявленных уголовных правонарушений зависит результативность борьбы с такими фактами. Кроме того, согласно действующему законодательству, иностранные граждане, заявившие о совершении против них тяжкого или особо тяжкого преступления (к которым относится торговля людьми), имеют право оставаться в стране до завершения уголовного процесса по их делам.
Общеизвестно, что торговля людьми является одним из видов транснациональных преступлений, нарушением прав и свобод человека, общепринятых норм и принципов международного права. Для борьбы с ней и ее предотвращения необходимо постоянное совершенствование навыков профильных органов. И бороться с торговлей людьми в Казахстане должны не только правоохранители, общественные организации, но и рядовые граждане своим содействием посредством социальной активности.
Айжан Мырзалы,
председатель Райымбекского районного суда
Алматинской области.