Есть такая служба
К 100-ЛЕТИЮ ИНФОРМАЦИОННОй СЛУЖБЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Есть такая служба... информационная.., которая причислена к ряду вспомогательных, но без которой невозможна полнокровная деятельность основных следственно-оперативных подразделений.
Рассказывая о своей работе в информационной службе, часто вспоминаю эпизод из кинофильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», где опер УГРО Глеб Жеглов, перечисляя лжеимена некой Мани Ларычевой: «Она же Анна Федоренко..., она же Элла Кацнальвоген..., она же Людмила Огуренкова..., она же Изольда Меньшова..., она же Валентина Панеяд», удивляет молодого опера Владимира Шарапова своей осведомленностью и знанием подробных данных представительниц преступного мира послевоенного периода, деятельность которых сводилась в основном к воровству, спекуляции и мошенничеству.
Нельзя забыть нескрываемо восхищенный взгляд наставляемого Шарапова, да и свой детский восторг от Жеглова. Здесь же в кадре можно разглядеть небольшой ящик с карточками, который в наше время называют оперативно-справочной картотекой. Но надо признать, что нынешние картотеки с огромными объемами информации невозможно было бы вместить в обычный кабинет милиционера.
Время шло... менялись и виды, и структура преступлений, а преступники становились изощреннее, «совершенствуя» свое мастерство, находя все новые пути совершения преступлений, методы наживы.
Но осталось неизменным одно: востребованность информации о состоянии преступности, о нарушителях законности, необходимость в ее накоплении и обработке. И эта функция в нынешнее время охватывает сведения не только о правонарушениях и лицах, причастных к ним. На смену картотекам пришли компьютеры с безграничными возможностями обрабатывать в считанные минуты миллионные массивы учетов, запомнить которые человеку не по силам.
Информационно-поисковые, оперативно-справочные массивы - возможность получения информации, необходимой как для раскрытия преступлений, так и для успешного осуществления профилактической работы, а порой и прогнозирования положения дел в ближайшем и не совсем близком будущем... все это составляет неотъемлемую часть повседневной жизни сотрудника полиции. А ведением этих самых учетов занимается Информационно-аналитический центр, с которым уже более 20 лет меня связывает служба.
Сейчас это Центр, который на различных этапах своей столетней истории назывался то Первым спецотделением, то Информационным центром, то центром криминальной информации и т.п. Уже сама хронология наименований подразделения говорит о том нелегком пути становления службы, когда приходилось работать, собирать, обрабатывать, сохранять информацию и в военное время, и в годы различных реформ.
Будучи в архиве ИАЦ Министерства внутренних дел нашей Республики в 2015 году, мне представилась возможность изучать архивные материалы военных лет, где не на одном десятке страниц перечислялись фамилии сотрудников органов внутренних дел, ушедших на фронт. Статистика тех лет суха и неумолима: органы внутренних дел Советского Союза за годы Великой Отечественной войны потеряли около 160 тысяч сотрудников.
Когда листаешь уголовные дела 30-50-х годов прошлого столетия, невольно становится не по себе, читая составленные сотрудниками 1-го спецотделения справки об осуждении репрессированных лиц, о том, что «расстрельный» приговор приведен в исполнение. Да, эта мирная учетно-статистическая служба вела учет уголовных дел, принятых по ним решений, и конечно, сюда стекалась информация о результатах судебного рассмотрения и последующем исполнении приговора суда. Подобные данные тоже подлежали учету... Но это - уже история. История, которую нам нельзя забывать, надо просто ее знать и донести до следующих поколений правильное ее понимание.
Да, архивы хранят большой массив информации из истории нашего государства. Среди архивных дел - личные дела бывших сотрудников ОВД, ветеранов, среди которых и мои наставники, руководители Талдыкорганского городского отдела, а позднее Управления внутренних дел. За каждым делом - судьба человека, который отдал служению в милиции долгие годы жизни.
На первый взгляд может показаться, что настоящая работа полна больших лирических отступлений. Нет, это не отступления. Это информация, которую объединяет моя служба, Информационно-аналитический центр ДВД. Это документы, с которыми я работаю и всякий раз получаю удовлетворение от полученных сведений. Если сегодня - это статистические данные, различного рода показатели, то завтра - уже бесценная аналитическая информация.
Многие молодые люди, придя на службу в ОВД, после назначения на должности в информационно-аналитических подразделениях сразу начинают задумываться об оперативной работе, хотят делать карьеру в других подразделениях. Конечно, без движения, без проб и попыток нет прогресса. Поэтому и уходят ребята в другие подразделения. Но практически каждый из них признавался, что знания и опыт, полученные в информационной службе, бесценны и востребованы. Это и эксплуатация банка данных, и фильтрация информации, и аналитическая работа. Убедиться в этом пришлось мне и самой на различных должностях в Штабе ДВД, где я прослужила несколько лет.
Опыт службы в ИАЦ - это бесценный багаж. Это тот багаж, который тянет обратно, если ты ушел в другую службу. Так получилось и со мной, так как я вернулась в ИАЦ спустя 6 лет работы в Штабе ДВД. И теперь все чаще задумываюсь: если уходить из моего любимого коллектива, то только на заслуженный отдых.
С юбилеем тебя, дорогая моему сердцу служба!
Ж.ТУРГАНБЕКОВА,
заместитель начальника
ИАЦ ДВД
Алматинской области,
полковник полиции.