НОВЫЙ ЗАКОН О МИРНЫХ СОБРАНИЯХ ПОНЯТНЫЙ И ДЕМОКРАТИЧНЫЙ
Новый законопроект обсуждался с начала нового 2020 года. Ранее действовал закон редакции 1995 года, который в силу времени требовал изменений и дополнений. В девяти городах прошли общественные слушания, законопроект обсужден с гражданским обществом и СМИ, международными организациями и дипломатическими представительствами, всего получено 230 предложений, связанных с законопроектом.
«Следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов, что соответствует нашей Конституции. Митинги допустимы, если они не нарушают закон, общественный порядок и не нарушают покой граждан. Пришло время для того, чтобы прививать общественному сознанию культуру митинга. И обществу, и государству пора адекватно относиться к публичному выражению позиции. Это неизбежность, и лучше к ней прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно», ‒ заявил Глава государства К.Токаев.
В новом законе введена отсутствующая в нем принципиальная норма – презумпция в пользу проведения собрания. Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение данного собрания, такое собрание может состояться.
Внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме пикетов, митингов, собраний. При этом в случае отсутствия ответа местного исполнительного органа проведение мирного собрания будет считаться согласованным по умолчанию. Вместе с тем, для проведения мирных собраний в форме демонстрации, шествия необходимо получение согласия местного исполнительного органа. И это правильно, перекрывать улицы, тем самым нарушая права других лиц, водителей, пешеходов и т.д., без согласования нельзя.
В статье 14-ой определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может быть отказано в организации или в проведении мирного собрания. Никакие другие обстоятельства не могут повлечь за собой запрета на мирное собрание. Мирные собрания должны проводиться в специализированных местах. Специализированные места определяются местными представительными органами, в проекте закона сформулирован ряд требований к таким местам. Они должны находиться в центральных частях городов и сел, обеспечивать возможность достижения целей мирных собраний, удобства организаций, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдения санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний и других лиц. Кроме того, для прозрачности и объективности информации о наличии и занятости специализированных мест были инициированы поправки, согласно которым акимат будет обязан размещать на своем интернет-ресурсе перечень таких мест и информацию об их занятости.
В соответствии с поправкой мирные собрания в виде пикетирования могут проводиться не только в специализированных местах, но и в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование запрещено законом.
Законопроект соответствует международной практике. Например, в Германии четко определены географические зоны, территории, где проведение публичных мероприятий – митингов, пикетов – просто запрещено. Кстати, к этим зонам относится столичные правительственные кварталы: резиденция канцлера, президента, бундестаг. В Великобритании на время проведения парламентской сессии район Вестминстерского дворца тоже запрещен для проведения (митингов). Есть много других примеров. Эта норма должна быть.
Надо понимать, что митинги ‒ это не только право, но и ответственность. И прежде всего, общественная безопасность.
Курмангалиева А.К., социолог