Одно мгновенье рушит жизнь
Автомобиль – самый опасный вид транспорта в мире. Как показывает статистика, авиакатастрофы ежегодно уносят жизни не более 1 000 человек, в то время как в автомобильных авариях гибнут порядка 1,2 млн человек в год. Причем травмы, полученные в ДТП, являются причиной смертности большинства людей в возрасте от 15 до 29 лет, т.е. в самый расцвет жизни. На сегодняшний день Казахстан находится на первом месте по тяжести последствий автомобильных аварий. Коэффициент смертности в стране составляет 24,2 на 100 000 населения, т.е. вероятность погибнуть в ДТП в Казахстане в 11 раз выше, чем в странах Европы.
Наши дороги за год «стирают с лица Земли» население одного небольшого города – более 3 000 человек. Свыше 30 000 получают тяжелые травмы. Только за 2019 год в Алматинской области произошло более 2300 ДТП, в которых погибли свыше 500 человек и порядка 3400 получили различные увечья. За три месяца этого года зарегистрировано более 440 дорожно-транспортных происшествий, в которых оборвались жизни более 70 людей и пострадали свыше 600 человек.
Что говорит статистика?
Согласно статистике, которая в нашей стране, кстати, совсем неутешительная, практически все автолюбители совершают одни и те же ошибки, вследствие чего происходят аварии, или ДТП. Первым пунктом является неоправданно рискованное поведение и осознанное нарушение правил дорожного движения. Это, пожалуй, самая распространенная причина ДТП. Сюда можно отнести игнорирование дорожных знаков и сигналов светофора, смена полосы движения без включенного «поворотника», подрезание и т.п. Еще одной главной причиной аварий является вождение в нетрезвом виде, именно это приводит к самым тяжким последствиям. Из-за алкоголя в крови водитель склонен к потере контроля над своими поступками. Кроме того, в большинстве случаев появляется неоправданная самоуверенность, замедляется реакция, притупляется внимание и ухудшается способность анализировать происходящую вокруг ситуацию.
Третий пункт - превышение скорости. Увы, многие водители любят погонять, при этом не берут во внимание дорожную обстановку. Выбирать скорость нужно в зависимости от дорожных условий (в частности, вида, состояния и уклона дороги), видимости и обзорности, технического состояния авто и т.д. Обгон – один из самых ответственных и частых маневров, связанный с повышенной скоростью и ограниченной обзорностью. Часто следствием неправильного обгона становится лобовое столкновение.
Впрочем, виновниками ДТП становятся не только водители. Недисциплинированность пешеходов - еще одна причина многих аварий. В нашей области именно из-за беспечности пешеходов происходит каждое третье ДТП (переход дороги в неположенном месте, неожиданный выход на проезжую часть и т.д.). Все эти причины аварий беспрерывно несут за собой колоссальные последствия и потери в виде человеческих жизней, кто-то уходит навсегда, а другие остаются людьми с ограниченными возможностями, каждый день со слезами на глазах думают – почему я...?
ДТП – «путевка» в инвалидность
Действительно, сегодня потери человеческих жизней сравнимы с потерями в крупных вооруженных конфликтах и даже войнах. Как следует из открытых источников, это несоизмеримо больше, чем потери казахстанцев в течение десяти лет боевых действий в Афганистане. А если говорить о пострадавших в ДТП людей, то большинство из них впоследствии становятся инвалидами…
Нурбек Турганов родился в 1983 году в Аксуском районе, селе Кенжыра. Как и все дети, ходил в детский сад, потом в школу, по окончании которой решил осуществить свою мечту – поступить в Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова, получить высшее образование и стать учителем физики и математики. Но планы не оправдались, Нурбек по баллам не прошел на бесплатную основу. Вернувшись в родное село, он окончил местное училище, пришла пора армии. После службы он устроился на Аксуский сахарный завод, а попав под сокращение, уехал на заработки в южную столицу. Здесь у него все получилось, нашел квартиру, постоянную работу – жизнь наладилась.
В июне 2006-го Нурбеку позвонила мама, сообщив, что ему срочно нужно приехать домой по семейным обстоятельствам. Незамедлительно он выехал из Алматы до Талдыкоргана на автобусе. Прибыв рано утром в областной центр, начал искать, на чем добраться до родного края… Таксистов в столь ранний час не оказалось, пришлось «голосовать». Через некоторое время остановилась машина, которая ехала по пути, а водитель с радостью был готов «подбросить» парня.
В ходе поездки выяснилось, что молодой человек, ехавший за рулем, месяц назад получил права на управление транспортным средством, а позавчера купил машину, которую уже второй день обмывает с друзьями (двое из них находились в салоне на заднем сидении). Вот так и случилось, что нетрезвый водитель не справился с управлением, машина перевернулась несколько раз и улетела в кювет, но Нурбек этого уже не помнил. Когда он пришел в себя, спасатели отрезали дверь, чтобы вытащить его из покореженного автомобиля, после чего парня без сознания повезли в больницу. Придя в себя, Нурбек не осознавал, насколько все серьезно, но оказалось, что у него перелом шейного позвонка, он не чувствовал ни рук, ни ног. С той минуты его жизнь остановилась…
- Мне просто не хотелось жить. Я девять лет провел в кровати, чувствовал себя овощем. Не живу и не умираю… Было страшно, все друзья, которые первое время были рядом, со временем исчезли, любимой девушке я пожелал лучшего, зачем ей инвалид. В один момент я понял, раз со мной такое случилось, значит, судьба. Нужно как-то бороться и я нашел в себе силы вернуться в Талдыкорган, судьба свела меня с Розой Акжаркеновой - председателем общественного объединения инвалидов-опорников «Ерлик». Она помогла мне устроиться на работу диспетчером в службу инватакси, где я и познакомился со своей супругой Эльмирой Смагуловой. Мы оба колясочники, но вместе нам легко. Весной купили машину, переделали ее и теперь я сам водитель, но очень примерный, - впервые за всю беседу с нами Нурбек улыбнулся.
… Виновный в аварии парень получил условный срок на год. Где он и как живет, знать Нурбек не хочет. Толку-то, здоровье не вернешь. Однако в адрес всех водителей он говорит: не пейте за рулем, чувствуете, что хотите спать – остановитесь, поспите, не нарушайте скоростной режим, уважайте друг друга, ведь дорога не прощает ошибок…
Кто виноват и что делать?
- Основные ДТП со смертельным исходом в Казахстане происходят в результате нарушения скоростного режима или из-за выезда на встречную полосу движения. Эти два нарушения чаще всего совершают те водители, которые получили свои права очень легко, не учась в автошколе, не сдавая должным образом экзамен. Армия таких людей огромна! К тому же они уверены в своей безнаказанности, (яркий пример тому-наказание, которое получил водитель вышеописанной истории) в том, что могут «разрулить» любую ситуацию и спасти свои права.
Ладно бы, они сами убивались на дорогах, но ведь они забирают чужие жизни. И вот, когда речь заходит про две извечные беды - дураки и дороги, хотелось бы расширить определение дурака. Это не столько неумный, сколько невоспитанный человек, и он является проблемой не только дорог, но и всего нашего общества. Потому как неважно, где эта невоспитанность проявляется, за рулем или за столом. Наша ситуация на дорогах - дань общему бескультурью. Если человека не научили уважать закон, он будет его нарушать: не включать "поворотники", ездить по центру дороги, по "встречке" или парковаться под запрещающими знаками. Ведь приучили же не ездить непристегнутыми? Достаточно нескольких рейдов, последовательных штрафов - и ситуация изменится. Наши парковки при нынешнем кризисе могли бы очень существенно поддержать бюджет города. Но зачастую патрульные машины проезжают мимо, поэтому дороги - это просто клубок проблем. И решать их нужно последовательно и вдумчиво…
Вернувшись к истории Нурбека, хочется отметить: если в том случае виновнику удалось избежать серьезного наказания, то случись она в наши дни, все было бы иначе. С начала года в Уголовный Кодекс РК введена новая статья, устанавливающая ответственность за управление авто в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности вред здоровью пострадавшего или смерть человека. Ранее виновные привлекались по общей статье, которая предусматривала ответственность за нарушение правил дорожного движения. Теперь за это преступление, в случае причинения вреда здоровью человека средней тяжести, предусмотрен штраф до 1000 МРП либо лишение свободы на срок до 1 года с лишением водительских прав на 10 лет, а в случае причинения тяжкого вреда - штраф до 3000 МРП либо лишение лишением водительских прав на 10 лет. Стоит отметить, что в случае смерти потерпевшего пьяному водителю грозит тюремное заключение с лишением водительских прав на 10 лет, а за смерть двух или более человек - лишение свободы с пожизненным лишением водительских прав.
Невнимательное вождение - тоже одна из частых причин ДТП. В эту категорию входит невнимательное отношение автолюбителей к другим участникам дорожного движения, в частности, пешеходам, которые тоже зачастую становятся виновниками ДТП. Кто виноват? Как научить обе стороны соблюдать простые правила, чтобы не рисковать своей жизнью и не подвергать опасности чужую? Когда пешеход бежит через дорогу в неположенном месте, водители элементарно не всегда готовы внезапно затормозить так, чтобы не создать аварийную ситуацию. Достаточно часто пренебрегают правилами и водители, не сбавляя скорость и не пропуская граждан, переходящих через «зебру». Никто не желает друг другу уступать, не осознавая, что, нарушая правила дорожного движения, они становятся инициаторами несчастья.
Виноваты обе стороны: и пешеход, и водитель. Если судить со стороны пешехода - то инстинкт самосохранения должен работать, и не полагаться на авось, что все будет нормально. Нормально бывает в редких случаях. То же самое со стороны водителя - всегда должен быть готов, что пешеход сделает что-то ненормальное. Сейчас мы говорим про адекватных взрослых пешеходов и водителей, не беря в расчет детей, пьяных, или же спешащих пешеходов и водителей, которые и входят в группу риска ДТП.
Татьяна ДЕМИДОВА.