Формульный стиль и язык казахских жырау XV-XVIII веков
Многие века древняя степь хранила свои тайны. Память о сражениях, о жизни и героических подвигах храбрых батыров и ханов передавалась в народе из уст в уста. Хранителями истории казахского народа были удивительные люди, философы, поэты и полководцы, а впоследствии государственные и общественные деятели - жырау.
В интервью с преподавателем Казахского национального университета имени аль-Фараби, кандидатом филологических наук Кайратом Жанабаевым мы раскроем значение формулы и формульного языка и стиля, казахских жырау для понимания богатого казахского героического эпоса выдающихся певцов XV-XVIII веков – ханских советников и полководцев, певцов национальной независимости, больших исторических и общественных деятелей.
- Кайрат ага, скажите, пожалуйста, кто такие жырау? Почему к ним сегодня такой острый интерес в обществе?
- Героические певцы-жырау – создатели казахского эпоса и кратких философских и поучительных рассуждений в поэтической форме. Интерес к ним не утихает, потому что это было интереснейшее явление времени Золотой Орды и образования Казахского ханства (1465 г.). Ими создан замечательный тюркский эпос постзолотоординской эпохи. Их имена хорошо известны в Крыму, на Северном Кавказе и в Средней Азии. Они были первыми певцами казахской государственности, свободы и независимости, мудрыми советниками, полководцами, яркими историческими и общественными деятелями.
- Зачем и кто изучает это великое культурное наследие?
- Такая героическая традиция воспитывает чувство гражданственности. Любой эпос учит любви к своему языку, родной земле, уважению своих национальных и мировых ценностей. Казахский эпос – огромный художественный мир. В научном плане это многовековое культурное наследие изучают историки, языковеды, тюркологи, фольклористы, педагогики, психологии и т.д. В настоящее время Институтом Языкознания выигран научный проект МОН РК «Исследование художественно-определительной системы, формульной стилистики и грамматики поэзии жырау XV-XVIII веков. Частотный словарь» на 2021-2023 годы. Поэтому такие известные научные центры, как Институт Языкознания, изучают это замечательное достояние нашего народа.
- Что же это такое – устная традиция?
- В древней казахской культуре существовали различные художественные традиции. Они были развиты достаточно высоко. Например, была очень развита техника ткачества, ювелирное производство, оружейное дело и металлургическая промышленность. Но из всех искусств в казахской степи XV-XVIII веков особо сильно доминировало музыкально-словесное искусство. Это было особое знание. Оно передавалось от поколения к поколению посредством особого языка – формул. Поэтому и дошло до нашего времени. Знаменитый этнограф, друг Ч. Валиханова Г.Потанин восхищенно писал: «Вся степь поет!». Потому что пели и играли на музыкальных инструментах все – от детей до глубоких старцев. Степь - это вечное царство музыки, сказаний и айтысов. Это передача устного знания посредством формульного стиля.
- А почему она называется формульным стилем?
- Термин формула давно использовался в мировой науке. Но особое значение формула имеет для передачи знания, устной традиции. Главным в создании и запоминании и передаче эпоса всегда выступает формула – устойчивое словосочетание слов, в котором заложен особый смысловой код. Вот, например, эпическая формула, которая в точности повторяет схему предшествующего певца:
Жел, жел есер, жел есер. Жел астында қарасам... Шалкииз, XVI в. |
Жел, жел есер, жел есер. Жел астында қарасам... Жиембет, XVII в. |
Кет-Бұғадай билерден Кеңес сұрар күн қайда... Доспамбет XVI в. |
Кет-Бұғадай билерден Кеңес сұрар күн қайда... Махамбет, XIX в. |
Күмбір, күмбір кісінетіп Күреңді мінер күн қайда... Доспамбет, XVI в. |
Күмбір, күмбір кісінетіп Күреңді мінер күн қайда... Ахтамберды, XVII в. |
Асқар, асқар, асқар тау, Асқар таудың со бүркіт Ылдидың аңын шалар ма? Шалкииз, XVI в. |
Асқар, асқар, асқар тау, Асқар таудың со бүркіт Ылдидың аңын шалар ма? Махамбет, XIX в. |
И это не простые повторы. Это похоже на древнетюркские руны со своим внутренним содержанием. На внешнем плане идет описание, на спрятанном, глубинном – смысловые коды. Каждая из древнетюркских рун содержит определенное глубинное содержание. Так и устные формулы в эпосе и в философских и назидательных речах жырау. И раскрытием этого содержания занимаются казахские ученые.
- Кто из казахских ученых занимался исследованием формульной теории?
- Эта теория хорошо освещена в работах первых тюркологов и фольклористов – В.Радлова, М. Ауэзова, А. Маргулана, И. Стеблевой. Б. Абылкасимова, Ж. Бектурова, Ш. Ибраева.
- Какая практическая польза от этой теории, ее научная востребованность?
- Эта теория помогает понять глубже язык и стиль древнего эпоса, истоки его формирования. Так мыслили древние мудрецы, совершая ритуалы. Ведь эпос, который называется жыр, связан с обрядовым фольклором, с обрядом погребения или с дружинным эпосом. Эпос выступает значимой частью многовекового Степного знания. Формульность характерна для всех жанров фольклора и для всех великих произведений мировой культуры, начиная с шумерского «Эпоса о Гильгамеше», древнегреческой «Илиады» Гомера, кыргызского «Манаса», казахского героического эпоса и до мудрых философских и назидательных речей жырау. Выдающийся исследователь казахского фольклора Е. Турсунов писал об эпосе как важном элементе погребального обряда, ядре формирования эпоса. Казахский героический певец также исполнял оду в честь почившего героя на поминках - асах, как и греческий Ахилл в честь Патрокла в «Илиаде» Гомера.
- Раскройте значение формул для казахского эпоса?
- Во-первых, мы говорим о богатстве казахского эпоса. Это произошло благодаря эпическим формулам. Все это знаменитые эпосы мирового и национального значения – «Алпамыс батыр», «Қобланды батыр», «Шора батыр», «Ер Сайын», «Ер Кабанбай», «Ер Тарғын», «Ер Қосай», «Ер Көкше», «Өтеген батыр», «Қамбар батыр», «Қырық батыр» – составляют огромное, бесконечное эпическое и лиро-эпическое наследие, охватить взором которое представляется невозможным. Создание такого огромного корпуса устных сказаний, во много раз превосходящих известные нам мировые памятники письменной культуры, убедительно показывает, что устная культура создала великие творения, такие как, например, кыргызский «Манас», благодаря формульности, формулам, вечно живой эпической традиции.
- Спасибо.
Ирина КАРЯКИНА